Светильник с "Полярной Звезды"


Царские яхты "Полярная Звезда" и "Штандарт" в порту имп.Александра III. 23 августа 1903г.

В октябре  2014 года я приобрел несколько документов по порту имп.Александра III. Появилось желание украсить новое жилище предметами быта того времени. На тихой улице у Приморского парка есть небольшой антикварный магазин с интересным хозяином Владимиром. Антикварная лавка это уже сам по себе отдельный замкнутый мир на орбите современности. Бесплатный вход в Машину времени с радушным проводником. Первый раз я вышел от него с большой выгоревшей фотографией старого пассажирского парохода в рамке со скошенными углами. Как потом оказалось, картинка имела богатую историю, потянув за ниточку которой, интересно было распутывать весь клубок событий. Они наслаивались друг на друга, завязываясь в тугие узелки. Интернет уже не помогал, требовалась помощь местных историков.

Я стал чаще заезжать к Владимиру. Он был благодарным слушателем и хорошим рассказчиком.
Богатая история Военного порта понемногу раскрывалась, но возникало много вопросов и нераскрытых тайн. Меня очень заинтересовали визиты в порт Царских императорских яхт. И Владимир сообщил мне, что у него есть светильник с яхты "Полярная Звезда", которая до 1961 года стояла в канале у Старого кладбища. В советские годы на территории военно-морской базы не обращали внимания на шастающих мальчишек - я и сам это знаю не понаслышке. Владимир помнит, как бегал по палубе, уже брошенной "Полярной Звезды"- она стояла в самом тихом месте, и до нее было проще всего добраться. Но на борту этой бывшей царской яхты, в то время - плавмастерской подводных лодок, служил мичманом его родственник. Он то и принес в их дом большой круглый светильник, именно, как память об Императорской яхте. Светильник хранился все эти годы в их семье, переходя по наследству.
 Оказалось, что на эту реликвию есть цена и его можно приобрести. Стоимость была достойна предмета. Но мне нужны были неопровержимые документальные подтверждения принадлежности лампы к царским яхтам.


Царская яхта "Штандарт".

Бывшая императорская яхта "Штандарт", в советские годы эсминец "Ока", также доживала последние годы в Лиепае и вместе с "Полярной Звездой" была расстреляна в Балтийском море, как мишень при испытании новых противокорабельных ракет. Поэтому я не исключал возможность принадлежности светильника и к этому судну. На старых фотографиях, сделанных на борту "Штандарта" видны аналогичные светильники по периметру надстройки-шкафуте. Позже, благодаря книге "Российские императорские яхты", удалось установить, что и на яхте "Александрия" были установлены идентичные светильники.







Царская яхта "Александрия".

В интернете я нашел заметку про мичмана Петра Яковлевича Фесенко, где он рассказывает о своей службе на "Полярной Звезде" с 1946 по 1956гг. в должности командира электриков. Путем расследования с элементами детектива я нашел Петра Яковлевича, но за год до этого он 86-летний перенес инсульт и шансов услышать от него рассказ о службе было мало.
Его дочь Людмила с пониманием отнеслась к просьбе о встрече с ее отцом и разрешила нам с Владимиром привезти к ним в дом светильник. Я предполагал, что кто, как не командир электриков должен знать свое бывшее оборудование. Но Петр Яковлевич из-за недуга не мог вспомнить подробностей своей службы http://www.lro.lv/830.html.   Людмила любезно предоставила возможность скопировать сохранившиеся в семейном альбоме фотографии службы П.Я.Фесенко на "Полярной Звезде". Установлено, что подобные светильники изготавливались Императорским стекольным заводом для оборудования всех Царских яхт. Расследование продолжается.




Ваше предположение вполне имеет право на существование. Мой дед в свое время готовил Полярную звезду к этим стрельбам на заводе Тосмаре. Подготовка заключалась в том что все что может хорошо гореть снималось с яхты. Дед мой любил столярничать и соответственно часть снятого, а это были деревянные панели красного дерева внутреннего убранства носил домой и мастерил из них мебель.Был у нас и столик красного дерева и какой то шкафчик, но все было позже заменено на покупное. Так поступали многие рабочие тогда.