Темы сочинений в учебных заведениях царской России




* Замирание нашего сада осенью.

* Река в лунную ночь.

* Лес в лучшую свою пору.

* Встреча войска, возвратившегося из похода.

* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)

                              Для младших классов:

* О том, что видела птичка в дальних землях.

* История постройки дома и разведения при нем сада…

* Великаны и пигмеи лесного царства.

                            Для старших гимназистов:

* Слово как источник счастья.

* Почему жизнь сравнивают с путешествием?

* Родина и чужая сторона.

* О скоротечности жизни.

* Какие предметы составляют богатство России и почему?

* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном

богатстве.

* О проявлении нравственного начала в истории.

* На чем основывается духовная связь между предками и потомством

Это темы сочинений в русских школах и гимназиях  начала XX века. Одни их названия уже заставляют задуматься. Задуматься о разном. В том числе и о том, что было и о том, что произошло. Очевидно, изменились ценности. Нравственные, духовные, социальные. Воспитание Гражданина своей страны, подменено на формирование усредненной массы – будущего электората, управляемого и послушного. Потребность в воспитании людей способных выражать свои мысли, отвечая на сложные вопросы, может быть только в стране уверенно смотрящей в будущее. Советская школа, при всей политизированности тем сочинений по литературе, тоже умела задавать глубокие вопросы о смысле жизни, ее красоте и многообразии форм ее проявления. Сегодня, не то что выражение своих мыслей в литературной форме, а простое прочтение, сколько-нибудь насыщенного текста, заменено комфортным просмотром видеоряда всевозможных сортов или милых фоток в социальных сетях с глубокими повествованиями о выпитом стаканчике кофе и съеденном торте. Только иллюстрированное "сочинение" френда в фейсбук на тему "Как я провел лето" вызывает ревнивую заинтересовать и отклик, заставляя тянуться к клавиатуре. И вопрос: "То ли время меняет нас, то ли мы меняем время..." – остается актуальным, как никогда.