Внутреннее убранство Морского Свято-Никольского собора

Мы уже обращались к теме воссоздания образов разрушенных православных храмов на территории Лиепаи. Сегодня, благодаря замечательному сайту подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, можно воочию увидеть, каким могло бы быть внутренне убранство нашего Свято-Никольского  Морского Собора если бы войны и политические события не прервали на долгие годы служение литургии в этом храме.



Круглосуточная Online трансляция из Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга.


Архитектор Морского собора В.А.Косяков


Созданием проекта и постройкой церкви Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове С.Петербурга с 1894 по 1900 гг. руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков – автор Морского собора в Кронштадте и нашего Свято-Никольского Морского собора в Порту императора Александра III.

Оба храма, Успенский в Санкт-Петербурге и Свято-Никольский в Лиепае, построены по единому проекту, имея различия лишь в деталях внешней отделки. Внутренне убранство – росписи сводов, стен и алтарей восстановлены в Успенском храме по первоначальным эскизам и проекту. Таким мог бы быть и наш Морской собор в Лиепае.

Вот как описывается внутреннее убранство Морского Свято-Никольского собора в Порту императора Александра III в газете «Либавский Вестник» за август 1903 года, сразу после окончания строительства перед освящением храма.

«Входов в храм четыре; из них восточный ведет непосредственно в алтарную часть храма и служит для духовенства, а три остальные для молящихся. Через главный, западный, вход вступаем в притвор с тремя дверьми; из них средняя предназначена лишь для выхода молящихся по окончании богослужения и в прочее время должна оставаться закрытою, а желающие войти в храм направляются в боковые двери через расположенные по сторонам притвора лестничные клетки, что вполне устраняет обычные при открывании входных дверей – сквозняки. Указанными двумя боковыми дверьми вступаем в боковые пристройки, широкими арками открывающие вид на главную центральную часть храма. Последняя, при расстоянии между наружными стенами свыше 10 сажен, является совершенно открытою, незагроможденною обычными столбами для поддержки венчающего ее барабана с куполом, и дает возможность с любой точки храма прекрасно видеть весь иконостас и следить за богослужением. Это удобство достигается применением для перекрытия центральной части храма особой конструкции, а именно – четырех пересекающихся арок, опирающихся на наружные стены и передающих им весь груз барабана с куполом, достигающий до 45 000 пудов (720т). Этот не новый, известный еще в старинных церковных постройках прием, применялся однако до сих пор лишь при небольших пролетах; при расстоянии же между пролетами в 10 и 16 сажен был впервые применен Инженером В.А Косяковым при сооружении им храма в подворье Киевопечерской Лавры в Санкт Петербурге (с 1991 г. подворье Оптиной Пустыни), и оказался настолько удачным, что мог быть смело допущен и в нашем соборе, где условия грунта оказались много благоприятнее петербургских. Три широких арки сообщают восточную часть церкви с тремя алтарями, богато украшенными стенописью, разными золочеными иконостасами с пышною висящею на тонких золоченых нитях сенью над главным престолом, красивой мраморной солею и художественно исполненною кованой железной решеткой, отделяющей амвон от остальных частей храма.



Газета "Либавский Вестник" 1903 год

Главный предел храма сооружен в честь св. Николая Мирликийского чудотворца, левый – в честь св. митрополита Алексия и правый в честь Богоявления, соответственно чему и распределены живописные (стенные и иконостасные) изображения. Все три алтаря удобно сообщаются с расположенными за ними ризницей, библиотекой вышеуказанным восточным входом и подвалом, устроенным под всем храмом, что дает возможность церковнослужителям свободно проходить  во время службы от мест продажи свечей и просфор в алтари, расположенными по сторонам притвора лестницами, не беспокоя молящихся. Последние служат также и для доступа к устроенному под притвором помещению для верхнего платья молящихся и для входов на обширные светлые хоры расположенные против средней части храма в 2 яруса; здесь на хорах последнего яруса предположено размещать певчих. Остальная часть хор предположена для увеличения полезной площади храма, рассчитанной на свободную вместимость 1500 человек, и с этих хор вид на весь храм получается еще более величественный, так как дает возможность лучше видеть всю грандиозность свободного пространства, обильно освещенного окнами, свет от которых в местах, убранных росписью, приятно смягчен шторами. Особенно красив храм при электрическом освещении алтарей, когда из сени льется на престол свет от помещаемых в резьбе ее шатра матовых лампочек, а другие, скрытые от взоров молящихся, лампочки освещают богатую стенопись. Главный алтарь весь в золотистом сиянии от желтых штор на четырех удлиненных окнах. Стены алтаря расписаны как фрески. Над жертвенником северного придела – Святые митрополиты московские Алексий, Петр и Филипп. По бокам свода арки – митрополиты Алексий и Дмитрий Ростовский.

В верхней части абсида южного придела – изображение Благовещения, на своде – Господь Саваоф, ниже по левой стороне – Богоявление, в простенках между окнами – Ангелы и Архангелы, посередине – Знамение Божией матери, справа изображения святых князей русских, слева – преподобных отцов. Над Царскими дверьми – Успение Пресвятой Богородицы.

Теплый и радостный оранжевый тон главного алтаря нежно гармонирует с лунным зеленоватым светом боковых приделов. Два больших крестообразных паникадила спускаются в центр храма из наверший боковых арок. Общее впечатление от внутренней отделки храма получается самое художественное, чему, конечно, содействуют художественность всех выполненных по рисункам строителя собора предметов оборудования, как то паникадил, подсвечников, аналоев, киотов и мебели, и если о чем приходится пожалеть, так это об отсутствии росписи стен и сводов остальных частей храма, каковая должна была бы придать ему полную законченность».


Морской собор в Порту императора Александра III в первоначальном убранстве.

В 30-е годы внутренне убранство Морского собора было окончательно разорено. Центральный иконостас в наши дни можно увидеть в Свято-Троицком соборе Рижского женского монастыря. Правый иконостас в честь Богоявления находится в одном из православных храмов Клайпеды. При эвакуации в 1915 году флотского полуэкипажа из Порта императора III в Архангельк, чудотворный образ Божией Матери «Избавительница», написанный на Афоне в 1903 году и подаренный императором Николаем II  Морскому собору, сегодня хранится в архангельской церкви Свт. Мартина Исповедника.


Свято-Троицкий собор женского монастыря в Риге.


Икона "Избавительница" в храме Свт. Мартина в Архангельске.

Подборка старых фотографий Оптинского подворья в Санкт-Петербурге.

25 сентября состоялось знаменательное событие в жизни нашего города. В Морской собор прибыли новые, недавно отлитые колокола и состоялось торжественное богослужение с последующим освящением колоколов митрополитом Рижским Александром.