О насущном и наболевшем

О блоге. Полтора года назад, после встреч с местными историками и краеведами я понял, что настоящую, качественную информацию нужно добывать самому, читая книги, совершая поездки в архивы и библиотеки. На вопрос чиновников горуправы – зачем я это делаю?, - я всегда отвечал: есть огромное желание поделиться полученной информацией со всеми, кому это интересно. Никаких коммерческих целей я не преследую, скрывать и хранить у себя материалы не собираюсь.
Информация  требовала обработки, перепечатки на современный язык. Несколько месяцев я занимался только этим. Сразу возник вопрос, как донести до общественности добытую информацию. Началось сотрудничество с сайтом nashaliepaja.lv Что-то удалось сделать, вышло несколько статей, но материала было так много, что создание своей информационной площадки стало насущной необходимостью. Я выбрал простую форму общения с читателем через блог в Живом Журнале. Была иллюзия, что при хроническом отсутствии качественных материалов на историческую тему по Либаве, опубликованные статьи должны вызвать хоть какой-то значимый интерес. Но этого не произошло. Не помогала ни реклама на других ресурсах, ни параллельные статьи в газете «Курземес Вардс».

Личная страница Facebook несколько оживила движение на страницах блога, но обратной связи с читателем нен было. Периодичность работы в море и на берегу создавала свою специфику ведения блога – в море невозможно было заниматься публикацией новых материалов. Свободная форма ЖЖ позволяла размещать в нем свои автобиографические рассказы, что несколько разбавляло историческую тематику, деля блог на Записки современника  и статьи по истории. Наверное, это было ошибкой, но это была моя форма самовыражения. Я честно спрашивал у читателей их мнение по этому поводу, объясняя всю трудность создания таких материалов, просил, о так необходимой в этой работе, поддержке. Огромное спасибо хочу сказать нескольким постоянным читателям. Это мои верные подписчики, но все-таки я рассчитывал на больший интерес к исторической теме нашего, богатого событиями, края.

Не учитывая сам процесс добывания архивных материалов, работа по подготовке и написанию одной статьи с перепечаткой и поиском/сканированием фотографий обычно занимает три-четыре полноценных рабочих дня. Как показывает безжалостная статистика, реальных прочтений опубликованного материала в блоге от начала до конца бывает лишь около десятка. Печально предполагать, что из всего, активного в интернете, русскоязычного населения, публикации на историческую тему интересуют только несколько человек.

Сотрудничество с сайтом nashaliepaja.lv несколько расширило аудиторию, но по-прежнему без агрессивной рекламы на странице сайта в facebook даже на этот, единственный в Лиепае русскоязычный портал, где возможна публикация исторических статей, заходят лишь несколько десятков постоянных читателей.

Можно печально сетовать на утрату в обществе интереса к истории в целом и своим историческим корням в частности. Можно порассуждать о засилье, вернее, всесилье социальных сетей в обществе, от мала до велика. Сама философия, если так можно сказать, того же facebook основана на поверхностном восприятии действительности, создании иллюзии «подключенности»  к окружающей жизни.  Бурная активность в социальных сетях подменяет сегодня настоящее человеческое общение, отнимает время, делает ненужным и тягостным чтение более-менее сложных текстов. Погоня за «позитивом», «легкостью бытия» в ни к чему не обязывающем общении – стало сегодня смыслом жизни для многих.

Конечно, мир изменился. И нужно подстраиваться под него, искать новые формы, которые помогут заинтересовать читателя – интерактив, 3D технологии, съемки с дронов и многое другое, так похожее на современные рыболовные снасти – всевозможных форм и окрасок блесен и мормышек, скрывающих в своих недрах острые крючки, манящие, жадных до необычного блеска и мельтешащей картинки скучающих обитателей различных водоемов.

Но можно ли считать это самоцелью? Донести информацию любым путем, используя любые средства? Не думаю, что это относится к публикациям на историческую или любую другую духовную тему. Отец не должен насильно заставлять своего сына выслушивать рассказ о прадеде. Если уж такое случилось, то, очевидно, время уже упущено.

Отказ от вековых традиций – национальных, культурных, исторических. Все это печальный итог действия новых либеральных ценностей под знаменем современной западной идеологии – постмодернизма. Глобализм, толерантность, космополитизм, потребление – всё против томика Пушкина на ненужной уже книжной полке. Впрочем, не думаю, что современный человек, освоивший клавиатуру, не догадывается, что «что-то идет не так», просто соблазны столь велики, а оправдания современного образа жизни закреплены на государственном уровне. И любой, засомневавшийся в «курсе партии», как и 30 лет назад рискует стать диссидентом  уже в свободном, демократическом обществе.

Конечно, писать нужно даже для нескольких человек. Они могут рассказать о прочитанном в своей компании, детям, родственникам из других регионов. Опубликованное сохранится в сети на долгое время, как в хранилище. И может быть когда-нибудь найдет своего читателя.  Поэтому родился такой проект, как "Либавский Вестник" - немного романтично, немного с юмором, серьезно о насущном и обязательно от души и сердца. Таков был многоименный "Либавский Вестник" (Либавский Ллойд, Вестник Либавы) сто лет назад.

О литературе. Я опубликовал в блоге отрывок из полуфантастической повести "Мост", где современный герой переносится на 110 лет назад в Порт императора Александра III. Эта повесть закончена и проходит последнюю редакцию. Возможно ее продолжение. Не думаю, что такая форма популяризации истории сегодня – лучшее решение, но приходиться искать различные формы, учитывая особенности современного мира. Но мне было легко оказаться на месте героя повести, так как я уже насквозь пропитался тем временем. В блоге и на странице facebook эта публикация не нашла отклика. Не знаю в чем причина. Возможно, я переоценил свои литературные возможности. Работая над этим повествованием, я прожил реальную жизнь одного дня в 1908 году. Это было увлекательно и очень … необычно. Даже если никто, кроме моих близких, не прочитает этого, не буду считать, что это был бесполезный труд. Я получил огромное удовольствие и еще ближе стал к тому времени. Это бесценный опыт.

Про установку памятных камней. При всей благосклонности к этому вопросу мэра города и его заместителя по культуре, а также различных комитетов Думы, установка памятных камней на местах, где находились крепостная  Покровская и церковь при Манеже, оказалась невозможной. Разрешения получены, но главным архитектором города поставлены жесткие условия, при которых эта установка может осуществиться. В случае с Покровской церковью на ул. Терветес в приоритете городских властей находится строительство мифического коттеджного поселка в дюнной зоне посреди леса. Церковь стояла практически посередине, проходящей там дороги. В заявлении на установку памятного камня испрашивалось место в нескольких метрах от дорожного полотна. Но требования  главного архитектора однозначно «вытесняли» камень за пределы так называемых красных линий глубоко в лес, что дискредитировало саму идею памятного камня. Конечно, буква закона, инструкций и технического задания превыше всего для государственного человека. Было подано повторное прошение о временной установке камня в пределах красных линий, до начала строительства этого замечательного поселка. На него главный архитектор также ответил отказом с формулировкой, что: памятный знак не может быть временным. При этом, выдавая разрешение на установку за пределами красных линий на территории чьего-то будущего частного земельного участка, главный архитектор не считает такое сооружение временным. Ведь в перспективе, если гипотетически предположить, что радужные сны чиновников думы сбудутся, и земельные участки грандиозного коттеджного поселка найдут своих новых хозяев, придется демонтировать памятный камень, освобождая территорию под застройку.  Странная логика.

Увеличить

В случае с манежной церковью, пресловутые красные линии также вытесняют памятный камень за пределы разрушенной церкви Александра Невского, но там камень может быть удачно расположен на газоне между тротуаром и самим манежем. Главный архитектор Лиепаи, очевидно, являясь поклонником современных технологий, применяемых в градостроительстве и дизайне, выставил в данном случае требование изготовить памятный знак из металла при помощи 3D принтера. Архитектурное бюро, плотно сотрудничающее со службой главного архитектора, составило смету предполагаемых работ. Общая сумма составила порядка 13–15 тыс. евро. Безусловно, памятный знак, выполненный в такой форме, был бы украшением нашего города. Нашлись бы и фирмы, готовые выполнить такой заказ  за реальные, в отличие от лиепайских, расценки, но, все равно, для одного частного жертвователя это огромные деньги. На аргументы в пользу обычного гранитного массива, как памятного камня, было заявлено, что 3D моделирование сегодня приоритетное направление в проектах подобного рода в Лиепае. Вряд ли можно усматривать явное противодействие службы главного архитектора в вопросах установки памятных камней на территории Военного порта, но то, что компромиссы и альтернативные решения  возможны, а проявление гибкости зависит лишь от доброй воли отдельного чиновника – это, несомненно.

Другое дело, когда руководитель информационно-туристического центра, переговоры с которым я проводил весной этого года, соглашается внести на обновляемую туристическую карту города места расположения военных церквей, но очень осторожно намекает, что обозначение  на этой карте других  военных объектов, относящихся к русской истории, пока нежелательно.

О насущном. Идеальным было бы создание своего экскурсионного бюро. Маршруты должны быть лишены, какой бы то ни было цензуры и могли бы охватывать все значимые места на территории порта императора Александра III. Собранные архивные материалы позволяют сделать такие экскурсии очень насыщенными и яркими. Я уже обращался со страниц своего блога с просьбой откликнуться к людям, способным участвовать в таких проектах.  Прошу еще раз. Не стесняйтесь, пишите, звоните:

sea–land@inbox.lv     тел. 26851848

В городе регулярно проводят бесплатные курсы экскурсоводов, но почему-то принято считать работу в гостиничном секторе более приоритетным направлением, и, полученные на этих курсах знания, не служат для привлечения большего числа постояльцев – потенциальных туристов в эти самые гостиницы. Обо всем этом я говорил на заседании комитета по туризму в горуправе, предлагал свои услуги, но, очевидно, властям достаточно иметь, так называемый объект «Тюрьма», печально известный по многочисленным негативным  отзывам  российских туристов, зато прекрасно вписывающийся в государственный  мейнстрим взгляда на историю.

Буду рад, если найдутся заинтересованные люди, готовые стать экскурсоводами. Вся информационная база для такой работы давно готова. Осталось только объединиться.
"Либавский Вестник" готов публиковать любые материалы по истории Лиепаи и Латвии, автобиографические рассказы и воспоминания, связанные с нашим краем. Ждем вашего отклика. Спасибо.