Часть 1. Разводной мост в Лиепае. 110 лет

Разводной мост через Военный канал в Северной части города Лиепая за свою 110-летнюю историю претерпел многочисленные изменения в конструкции. Облик моста предстает сегодня далеко не в первозданном виде, но, утеряв некоторую ажурность и легкость в результате восстановительных работ, он продолжает радовать смелостью инженерных решений, являясь визитной карточкой и воротами в таинственный мир порта императора Александра III.

Конструкции моста и поворотные механизмы изготавливались Санкт–Петербургским Металлическим заводом по проекту немецкого инженера Харальда Холла (Harald Hall). Нет никаких документальных свидетельств о причастности инженера Гюстава Эйфеля к проекту моста.
И это не единственное сохранившееся в мире подобное сооружение, что,  конечно, не умаляет нашей гордости и восторгов перед архитектурным и техническим памятником.
Разводной мост в Вильгельмсхафене. Германия.
Игнорируя слухи и различные домыслы о трудной судьбе нашего моста, обратимся к документам и газетным статьям, свидетельствующим о реальной истории этого уникального сооружения.
Приказы и.о. командира порта имп. Александра III контр-адмирала Лидестрема по поводу окончания строительства разводного моста и сдачи его в эксплуатацию:
16 августа 1906 г.
"Объявляю для сведения жителей порта, что за окончанием всех испытаний металлического разводного моста черз Портовый канал, в субботу 19 сего августа предполагается отслужить молебствие по этому случаю и затем открыть движение по самому мосту".
18 августа 1906 г.
"Ввиду готовности вновь устроенного металлического моста через Портовый канал для движения по нему предписываю технику Морской Строительной части Польскому немедленно принять все имущество означенного моста по описи в свое ведение, а также заведовать и штатом вольнонаёмных служащих при этом мосте, которых перевести с парома в указанном Отделом Заготовлений количестве".



Газета "Либавский Вестник". 20 августа 1906 года. Торжество освящения моста в порте Императора Александра III.
"Со вчерашнего дня порт соединен прямой и непрерывною дорогою с городом без тех препятствий, иной раз совершенно непреодолимых, какие представляла собой первобытная паромная переправа через портовый канал, устроенная 13 лет тому назад для перевозки городовых, рабочих и прослужившая «верой и правдой» до сегодня, перевозя и больного, часами ожидающего парома, и доктора к больному, и барышню в туфельках и легком платьице, спешащую на танцы, и дельца, не располагающего лишней минутой времени, и школьников, встающих часом раньше положенного, и, наконец, самих рабочих, рискующих штрафом за опоздание.
Зимою, когда канал замерзал, и прорубь для парома заполнялась у берегов льдинами, препятствовавшими парому подойти к самой пристани, часто публика находилась на нем целыми часами, не имея возможности сойти ни на ту, ни на другую сторону. Постоянный ветер, от которого страдали не только люди, но и лошади, обязанные после пробега в разгоряченном состоянии непременно стоять на пароме без движения, и невозможность спрятаться от стужи довершали те бесчисленные неудобства, делавшие жизнь в порту прямо несносной для тех, кто нуждался в частом сообщении с городом.
 Всему этому пришел вчера конец, и отныне для порта наш город стал вполне доступен. Поездка в город уже не представляется теперь мукой, лотереей с небольшими шансами на выигрыш, доступный только избранным счастливцам.
 Мост для порта знаменует собой новую эру, меняя коренным образом весь прежний жизненный режим. И  день 19 августа, когда этот мост открыт для движения, навсегда останется в памяти жителей порта.
 Торжество освящения моста имело характер праздника внутреннего, почти семейного, своего портового. Тем не менее, оно вышло очень картинным и грандиозным.
 Еще накануне весь мост был убран флагами и гирляндами. Над поперечными арками высились вензеля Государя и Государыни и аллегорическая эмблема промышленности: молот, циркуль, треугольник и пр., выделанные гирляндами зелени. Обе половины моста перед началом торжества стояли разведенными.
 К 11 часам утра на портовую сторону канала к мосту прибыла рота матросов с хором портовой музыки, а на особо устроенном помосте поместилось все наличное духовенство Морского собора с полным хором портовых певчих, во главе с настоятелем собора, протоиереем Архангельским. Ровно в 11 часов утра прибыл и.д. командира порта, контр-адмирал фон Линдестрем, поздоровавшийся с командами. Здесь же находился и.д. строителя порта, инженер, полковник Корсакевич, он же и производитель работ по сооружению моста, все наличные инженеры строительства, много портовых офицеров, начальник жандармской команды подполковник Кальницкий, много дам, очень много матросов, рабочих, детей…
 Перед молебствием протоиерей Архангельский произнес краткое слово, пригласив присутствовавших произвать благословение Божие на новое сооружение.
 Прекрасно, как всегда, полно и звучно пел соборный хор под управлением г.Сирота. По окончании молебствования, после Царского многолетия и многолетия «Начальствующим, смотрителю и всем мастеровым и рабочим, потрудившимся при сооружении моста сего» -  духовенство со святой водой при пении «Спаси Господи, люди твоя…» направилось на мост.
 Барьер был открыт полковником Корсакевичем, а национальных цветов ленту, протянутую поперек моста и перегородившую путь процессии, перерезала супруга и.д.  командира порта, госпожа фон Линдестрем. Медленно и торжественно двигалась процессия далее по мосту, при пении певчих, а  затем при исполнении «Коль Славен…»   хором музыки. Вторую ленту, протянутую поперек моста в конце его, обращенном к г.Либаве, перерезала супруга и.д. строителя порта госпожа Корсакевич. Когда процессия возвратилась на прежнее место, по мосту прошла рота матросов.
 Адмирал провозгласил здравицу Государю Императору и Августейшей Семье, хор исполнил гимн, покрытый кликами «ура» всех присутствовавших. Затем и.д. командира порта объявил мост открытым для общего пользования. После этого, по желанию адмирала и всей публики, мост был еще раз на глазах всех разведен и опять наведен, и, наконец, все, кто прибыл на торжество в экипажах, во главе с и.д. командира порта проехались по мосту в обе стороны.
 Огромная толпа народа осталась стоять на мосту, не веря в достигнутую, наконец, возможность легко и беспрепятственно переходить с одной стороны канала на другую.
А внизу в последней агонии кончал свои мучительные рейсы неуклюжий паром".



Фото 1910-1914 гг.
Паромная переправа через Портовый канал.
В 1906 году еще до окончания строительства разводного моста жителям Военного города вполне логичным виделось продолжение линии электрического трамвая через новый мост на территорию порта. Главное Управление Кораблестроения и Снабжения в С.Петербурге вело переговоры с директором либавского филиала трамвайного Общества в Париже г-ном Лором о таком проекте. Этим мечтам не суждено было сбыться. Мост был сдан в эксплуатацию только в 1907 году после многочисленных доработок и усовершенствований конструкции, что очевидно и повлияло на отказ от такого плана, наравне с решениями о ликвидации либавской крепости и прекращением ассигнований на строительство Адмиралтейства порта императора Александра III. "Либавский Вестник " за январь 1906 года иронично рассуждает на эту тему:
" Морской Министр в последнее своё посещение порта выразил категорическое желание, чтобы прокладка пути для электрического трамвая по портовой территории была произведена по возможности в кротчайший срок для возможности сквозного сообщения с городом ко времени окончания устройства моста через портовый канал.
Это сообщение между отдалёнными разрозненными районами порта представит собою величайшее удобство для всех портовых жителей, разделённых теперь огромными расстояниями, грязными дорогами и непогодою. Возможность воспользоваться в любое время удобным вагоном немедленно отразится на развитии общественной жизни в этом обособленном посёлке, где яркие электрические уличные фонари по вечерам только мешают зайцам жить естественной жизнью, а не освещают пути местным культуртрегерам (культуртрегер - носитель и распространитель образования, культуры и просвещения иногда употребляется в ироническом смысле.ЛВ-2016) Более же всех других сквозной трамвай осчастливит детей, посещающих городские учебные заведения. Эти мученики теперь дорого платятся за свою жажду знания и за погоню за дипломами, будучи вынуждены вставать на много-много часов раньше их городских товарищей и приниматься за уроки дома позднее их и в тоже время ежедневно покорять громадное пространство во всякую погоду всеми известными способами сообщения: пешком, на шлюпке, на пароме, бегом к трамваю, опять пешком и т.д. Сквозное сообщение всех районов порта с городом в буквальном смысле слова составит эру в жизни портовых обитателей".
Письмо Начальника Главного Управления Кораблестроения и Снабжения  строителю порта имп. Александра III  Н.Г. Корсакевичу
о возможности продления трамвайной линии в Военный порт.

Фото 1913-1914 гг.
После открытия моста для движения 20 августа 1906 года наладочные работы и устранение огрехов в конструкции продолжалось вплоть до середины 1907 года. От бесперебойной работы моста при неблагоприятных погодных условиях зависела боеготовность находящихся в Военном порту кораблей Балтийского флота, их способность выхода в море. В 1913 году, назначенная командиром порта специальная комиссия, проясняла эти вопросы.
В соответствии с разработанным в 1912 году «Планом операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны», 1 августа 1914 года в южных, северных и центральных воротах были затоплены интернированные германские пароходы.
2 августа, с началом обстрела города крейсерами «Augsburg» и «Magdeburg», в Порту Императора Александра III силами оставшегося гарнизона началось планомерное разрушение военной инфраструктуры порта и крепости. Северная часть разводного моста была взорвана.

Возведенный немецкой оккупационной армией стационарный северный пролет на месте разрушенной части моста.
Это было первое механическое повреждение конструкции моста в его истории. В следующей части статьи будут освещены другие факты разрушения моста и его последующих реконструкций.

_____________


Материалы по теме - "Испытания разводного моста в порту имп. Александра III. 1906 год"
Re: Док -мост
"Как-то так", документы были приложены чтобы показать отношение СПБ завода к строительству моста, а не для демонстрации инженерной мысли конструкторов. Всё это будет в Части №2 - очередной статьи про разводной мост.