Вторая жизнь храма на Северном кладбище

25 октября 2016 года вступило в силу решение лиепайской городской думы о передаче в безвозмездное пользование строения из красного кирпича на Северном кладбище Морскому Свято-Никольскому собору, к которому церковь Святителя Петра была приписана с 1903 по 1915 год. Для восстановления храма нужны средства. Найдутся ли сегодня подвижники, готовые последовать христианскому подвигу Петра Яковлевича Троицкого? Удастся ли нам, всем Миром восстановить забытый, заброшенный сегодня храм? Возродится ли в нём служба? Это зависит только от нас, только мы можем вписать новую страницу в историю своего города – возродить храм.

Иоанн Кронштадтский говорил: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
Пожертвования можно перечислять на отдельный счет Морского собора в SEB банке :

SEB Banka
LV47UNLA0050024487946

цель платежа: Ziedojums metropolīta Pētera baznīcas atjaunošanai/ Пожертвование на восстановление церкви свт. Петра / Сharity for the restoration of the Church of St. Peter



История храма


Летом 2015 года было документально установлено, что заброшенное строение из красного кирпича на Северном кладбище является православной церковью, названной в честь святителя Петра митрополита московского. Местные историки обходили стороной сам факт существования необычного здания на кладбищенской земле. Дискуссия краеведов на исторической ветке известного в свое время лиепайского форума сайта e–liepaja.net закончилась категорическим утверждением о том, что строение из красного кирпича – семейный склеп.


Действительно, малые размеры здания наталкивают на мысли о часовне или склепе. Ответ о принадлежности здания к православной церкви дала расчистка алтарной части летом 2015 года. Под полуметровым слоем мусора, сухих листьев и пыли сохранился деревянный настил амвона и алтарной части. В алтаре – в восточной части храма – были обнаружены четыре канонических углубления прямоугольной формы, с которых начинается сооружение Престола в каждом православном храме. В алтарной части на стенах также сохранились крючки для паникадил и икон. Какова история столь необычной православной церкви, заброшенной и забытой? Собранные в библиотеках и архивах Санкт–Петербурга документы рассказывают о ее судьбе.

Газета «Рижский Вестник» за 1899 год:
В газете «Рижский Вестник» ещё одно свидетельство о церкви Петра. Заметка напечатана в 1900 году, но большая часть её посвящена рассказу об уже упомянутой нами церемонии закладки храма, состоявшейся двумя годами ранее. При этом более полно раскрывается роль Петра Яковлевича Троицкого командира Венденского полка как главного жертвователя храма. Очевидно, это событие было столь значимым для города, что осталось надолго в памяти людей. Заметка имеет название «Кладбищенская церковь в честь Петра, митрополита Московского».
«В 1899 году была построена церковь на гарнизонном кладбище, заложенная годом ранее – 28 ноября 1898 года. Само кладбище находилось довольно далеко от города, на Маслянистой улице, и погода в день закладки храма стояла очень ветреная и дождливая. Однако после Литургии, которая служилась и в Троицком соборе, и в Александро-Невской церкви, народ не стал расходиться по домам, а пошел на кладбище, чтобы поучаствовать в закладке нового храма в Либаве. Стекались сюда люди и из близлежащих районов, так что собралось довольно много народа. Ровно в час дня началось освящение закладки церкви, которое совершил настоятель Либавской Троицкой церкви о. Петр Карелин в сослужении военного священника о. В. Архангельского. Приехал хор военной Александро-Невской церкви, который очень хорошо пел. Перед началом богослужения о. Карелин обратился к присутствующим с проповедью, в которой объяснил важность кладбищенской церкви. До сих пор в Либаве не было таковой. Этот каменный храм был небольшим (рассчитанный на 80-100 человек) с железной куполообразной крышей с 5-ю небольшими главками, и сооружался на средства добровольных жертвователей, главным образом, командира Венденского полка полковника П.Я.Троицкого. Несмотря на то, что церковь была причислена к военной Александро-Невской церкви, служить в ней могли все причты Либавы».

Петр Яковлевич Троицкий. 1898 год.
Из этих двух публикаций стала понятна огромная роль командира Венденского полка полковника П.Я. Троицкого в сооружении кладбищенского храма. В заметке «Рижского Вестника» за ноябрь 1900 года рассказывается о проводах полковника Троицкого в отставку. В том же «Рижском Вестнике» за 1900 год описывается церемония прощания с сослуживцами вышедшего в отставку генерал-майора Троицкого. Прощание состоялось 19 марта. В ней личность Петра Яковлевича раскрывается с новой стороны – в связи с другим, хорошо известным лиепайчанам храмом.

«В воскресенье, 19 марта, как сообщают «Либавские Новости», общество офицеров Венденского полка в своей полковой церкви, расставаясь с бывшим командиром полка, ныне отставным генерал-майором Петром Яковлевичем Троицким, и помолясь о продлении ему долгой и счастливой жизни, преподнесло образ во имя святого Благоверного князя Александра Невского. Преподнося сию святыню и выражая этим свою признательность к личности Петра Яковлевича, общество офицеров вместе с тем имело целью сохранить в памяти Петра Яковлевича время командования полком и, главным образом, отметить те знаменательные факты этого времени, к числу которых принадлежит построение полкового храма во имя святого Благоверного князя Александра Невского. Перед началом молебна настоятель полковой церкви, священник о. Павлинский, сказал речь, в которой он охарактеризовал плодотворную деятельность Петра Яковлевича на пользу отечеству и церкви. По окончании молебна о. Павлинский благословил образом Петра Яковлевича, который, будучи растроган, обращаясь к офицерам, сказал, что расставаясь с полком после девятилетнего командования им, он выносит самое лучшее впечатление об офицерах, потрудившихся с ним на пользу дела. Затем, прося не поминать его лихом, Петр Яковлевич от души поблагодарил офицеров за оказанное ему внимание».



Церковь св.Александра Невского на ул. Улиха

178-й Венденский пехотный полк квартировался в Либаве. К Венденскому полку в качестве полковой церкви был приписан православный храм Святого Александра Невского, что до сих пор стоит на улице Улиха. Храм построен в 1895 году, то есть уже в то время, когда командиром Венденского полка являлся Пётр Яковлевич Троицкий. Очевидно, что содействие командира полка полковника Троицкого и в этом строительстве было всеобъемлющим.


Клировая ведомость церкви св. Александра Невского
На северной, внешней стороне церкви Свт. Петра видны следы от установленной когда–то здесь плиты. Удалось найти жителей города, которые помнят, что находилось на этой стене. Валерий Верховодов пережил всю войну в Лиепае. Его дом находился рядом с кладбищем, и он, будучи мальчишкой, неоднократно проходил по аллеям кладбища. На северной стене храма, по его словам, была установлена белая мраморная плита под железным козырьком–навесом, с выступающей на метр–полтора металлической оградкой перед ней. Золотыми буквами на плите было написано, что здесь покоиться прах какого–то генерала и его супруги (может быть отсюда пошли городские слухи о семейном склепе). Журналист Кирилл Бобров, дом которого также находился недалеко от кладбища, помнит белую мраморную доску, но ограды в 50-е перед ней уже не было. Очередная загадка необычного храма?

На этом месте находилась белая мраморная плита с золотыми буквами.
После собранных материалов было логичным предполагать, что повышенный в чине перед выходом в отставку до генерал-майора Пётр Яковлевич Троицкий нашёл упокоение под стенами своего храма, и именно ему была посвящена мраморная плита на северной стене церкви. Стало бы и понятно, почему он был захоронен под стенами церкви – в те времена это была целая традиция. Да и по поводу названия самой церкви – имени Святителя Петра – тоже не было бы вопросов. Но долгое время не было никаких свидетельств, подтверждающих эту версию. Даже не было известно, оставался ли Пётр Яковлевич в Либаве после ухода в отставку. Поиски в Российской национальной библиотеке увенчались успехом. В одном из первых номеров «Либавского Ллойда» за 1903 год был найден некролог Петру Яковлевичу Троицкому. В нём личность генерал-майора раскрылась совершенно в ином свете. Оказалось, что это был выдающийся человек своего времени. Стало понятным и то, почему церковь Святого Петра на гарнизонном кладбище была заложена напротив могилы Евстафия Тягина, легендарного мореплавателя, знаменитого исследователя Крайнего Севера.

Газета "Либавский Ллойд". Январь 1903 года.

«Не стало ещё одного защитника Севастополя! 2 января в 11 часов дня в городе Либаве скончался от болезни сердца 67 лет от роду бывший командир 178-го Венденского полка Пётр Яковлевич Троицкий. Происходя из дворян Тверской губернии, П.Я. получил воспитание в Тверской классической гимназии, по окончании которой в 1854 году поступил на службу в Владимирский резервный батальон. Участвовал в Крымской кампании, в боях на Чёрной речке, под Альмой и при высадке союзников в Евпатории. Затем участвовал в Польской кампании 1863 года, причём командовал батальоном Днепровского полка в чине майора. После этого принимал участие в войне 1877 – 78 годов. Особенное воспоминание и любовь сохранил покойный к военной службе, в которой пробыл 45 лет. Как служака, как человек и семьянин покойный отличался честностью, скромностью и строгим исполнением долга. За свои качества покойный пользовался искренней любовью и глубоким уважением сослуживцев, подчинённых и всех знавших его. Вечная память служаке и хорошему человеку».

В одном из последующих январских номеров «Либавского Ллойда» за 1903 год нашлось сообщение о состоявшихся похоронах отставного командира Венденского пехотного полка Петра Яковлевича Троицкого, которое расставило все точки над i в истории строительства храма Святого Петра и с захоронением рядом с ним.

Газета "Либавский Ллойд". Январь 1903 года.

«Похороны П. Я. Троицкого. Вчера в 1 час дня предали земле тело скончавшегося П. Я. Троицкого. Заупокойная литургия и отпевание в сослужении священников о.о. Архангельского, Павлинского и Братолюбова происходило в полковой церкви Венденского полка. По окончании службы гроб покойного был поставлен на печальную колесницу и затем в сопровождении оркестра музыки, батальона Венденского полка, господ офицеров и массы провожающих отвезён на новое православное кладбище, где после краткой литии и по отдаче установленных воинских почестей был погребен в склепе небольшой кладбищенской церкви. Нельзя не отметить здесь, что покойный по своей глубокой религиозности ещё в бытность свою командиром полка употребил всю свою энергию для осуществления постройки полковой церкви: ему полк всецело обязан тем, что имеет ныне хотя небольшую, но уютную церковь. Затем маленькая церковь на кладбище всецело устроена на средства покойного, над прахом его покойной жены; в склепе этой своей церкви, рядом с женой, и нашёл покойный вечное упокоение».
Полковник Троицкий над могилой своей жены исключительно на свои деньги построил храм! А затем был сам погребён рядом, как главный жертвователь на строительство храма.
После своей отставки Петр Яковлевич покинул дом командира 178-го, Венденского пехотного полка, который до сих пор стоит на углу Купальной (Пелду) и Улиховской улиц, и переехал вместе с семьёй в только что построенный дом на четыре квартиры на улице Скромной, 11 (сейчас Э. Вейденбаума, 13/15). Семья у него была большая. Вместе с супругой Матрёной Михайловной (купеческого сословия), они вырастили сына Николая и трёх дочерей – Софию, Антонину и Веру.

Дом, в котором жил П.Я. Троицкий после отставки. ул. Вейденбаума 13/15
Как стало возможным захоронение Петра Яковлевича Троицкого у стены храма , и почему церковь получила имя Петра, Митрополита Московского – малоизвестного в наших краях святого?

Институт жертвователей на храм – ктиторов – в православии возник ещё в средневековье. Ктитором называлось лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами искусства. В словаре В. Даля приводится древнерусский аналог этого слова – здатель. Ктитор пользовался рядом имущественных прав, которые даже передавались по наследству. В древних византийских, древнерусских храмах, в церквях Кавказа и на балканском полуострове распространены изображения ктиторов на фресках, нередко с моделью постройки в руках. В более близкие к нам времена, начиная с 17 века, значение слова ктитор в России изменило смысл – так стала называться одна из должностей в церковной общине, но жертвователи на строительство церкви не исчезли. Православные люди по-прежнему отдавали свои состояния на возведение храмов, сами активно участвовали в строительных работах и церковной жизни. За это они получали право быть похороненными у церкви или в ней, а бывало, что и сам храм называли именами их святых-покровителей. Чтобы стало понятно, насколько в те годы такие поступки были обыкновенны, напомним о двух подобных примерах, имевших место сравнительно недалеко от Лиепаи, и, думается, хорошо знакомых лиепайским паломникам. Женский монастырь в Риге и Елгаве возникли исключительно благодаря стараниям Екатерины и Натальи Мансуровых, фрейлин Её Императорского Величества. С момента переезда их семьи в Ригу в 1887 году сёстры занялись благотворительностью.

Женская Спасо-Преображенская Пустынь в Елгаве.

Сначала, в 1889 году они открыли русскую Общедоступную воскресную школу для девушек из неимущих семей. В 1891 году создали приют для девочек-сирот, а на следующий год преобразовали его в Свято-Троицкую женскую общину. Позже на её основе образовался Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. В сентябре 1894 года сестры приняли постриг. Екатерина и Наталья Мансуровы имели горячее желание основать в лесу тихую пустыньку – место углубленной молитвы и богомыслия. С иконой в руках было отыскано место будущей Пустыни близ Митавы (Елгавы), и летом 1895 года здесь поселились первые сестры. При пустыни уже в 1899 году была сооружена часовня имени преподобного Иоанна Лествичника, в 1908 году освящен деревянный храм во имя преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. С началом Первой мировой войны монастырь и пустынь эвакуировались. Игуменья Екатерина Мансурова упокоена в 1926 году в Царском Селе, Наталия Мансурова под именем монахини Анны завершила свой жизненный путь в 1934 году. До сих пор в монастыре и пустыньке высоко почитают сестёр-основательниц Мансуровых, крест, находившийся в их пользовании, хранится на почётном месте.

Пюхтица.

    История строительства Пюхтицкого монастыря на берегу Чудского озера связана с губернатором Эстляндии князем Сергеем Владимировичем Шаховским и его женой, Еленой Дмитриевной, урожденной Милютиной. Будучи глубоко и искренне верующим человеком, Елена Дмитриевна полагала, что строительство православных храмов является необходимым условием для духовного развития населения. В ее письме к Фёдору Плевако, известному юристу и оратору, есть такие слова: «Мы – русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными... и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут». В результате усилий четы Шаховских в 1891 году была торжественно открыта монашеская общины, которая годом позже, в соответствии с Указом Священного Синода, была переименована в Пюхтицкий православный женский монастырь. Усыпальницы и князя, и княгини, пережившей мужа на 45 лет, находятся на территории обители.

Точно так же поступил и Пётр Яковлевич Троицкий, отдавший свои средства на строительство храма. Как жертвователь он получил право покоиться рядом, а как инициатор его возведения получил возможность дать храму имя Святителя Петра, митрополита Московского, иконописца и святителя Земли русской – своего святого-покровителя, данного ему при рождении. Икона Святителя Петра была установлена и в иконостасе церкви Александра Невского, в строительстве и обустройстве которого он принимал самое активное участие.

Святитель Пётр родился на Волыни, во владениях Галицкого князя. С 12 лет поступил в монастырь, где обучился иконописи. Именно им написанная икона Пресвятой Богородицы в 1613 году была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича Романова. Позже эта икона, носящая имя Петровская – в часть своего автора, стала чудотворной.

Икона Пресвятой Богородицы Петровская.
В 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий с собором возвел святителя Петра на Русскую митрополию. По возвращении в Русскую землю митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. В страдавшей под татарским игом Руси не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году Пётр по просьбе великого князя Иоанна Калиты перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву – это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В конце того же года святитель упокоился. О нём постоянно упоминают русские летописи: ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Икона свт. Петра в иконостасе алтаря церкви Александра Невского в Лиепае.




Из книги Цитовича "Храмы армии и флота". 1913 г.

  Церковь на Северном кладбище единственная в Латвии, названная в честь имени Святителя Петра, Митрополита Московского. Она появилась по воле одного человека – настоящего духовного подвижника, генерал-майора Троицкого. В Либаве Пётр Яковлевич держался скромно, но оставил будущим поколениям два храма. Его жизнь – подтверждение той истины, что порой очень многое зависит от воли одного человека.
С 1900 по 1903 гг. церковь свт. Петра была приписана к церкви св. Александра Невского при Венденском полку. После освящения Морского собора в порту императора Александра III в 1903 году приписана к Морскому собору.

“Либавский Вестник”. 1905 г. Церковные службы в церкви святителя Петра.




Алтарная часть храма после расчистки.



Место, где стоял Жертвенник.



Притвор до расчистки.
25 октября сего года вступило в силу решение лиепайской городской думы о передаче в безвозмездное пользование строения из красного кирпича на Северном кладбище Морскому Свято-Никольскому собору, к которому церковь Святителя Петра была приписана с 1903 по 1915 год. Для восстановления храма нужны средства. Найдутся ли сегодня подвижники, готовые последовать христианскому подвигу Петра Яковлевича Троицкого? Удастся ли нам, всем Миром восстановить забытый, заброшенный сегодня храм? Возродится ли в нём служба? Это зависит только от нас, только мы можем вписать новую страницу в историю своего города – возродить храм.

Иоанн Кронштадтский говорил: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
Пожертвования можно перечислять на отдельный счет Морского собора в SEB банке :

SEB Banka
LV47UNLA0050024487946

цель платежа: Ziedojums metropolīta Pētera baznīcas atjaunošanai/ Пожертвование на восстановление церкви свт. Петра / Сharity for the restoration of the Church of St. Peter

Материалы по теме - Командиру Венденского полка