Пушки в порту



Эту карту под грифом “Секретно” (май 1906 года) я нашел в Российском государственном архиве военно-морского флота - РГАВМФ. На карте изображены возведенные существующие артиллерийские батареи, возведенные временные батареи и проектируемые (не возведенные) батареи. Во время русско-японской войны ассигнования на строительство либавской крепости и порта императора Александра III были приостановлены. Высшее руководство военных министерств склонялось к мысли о закрытии либавской крепости, как неспособной к обороне Военного порта. В 1907 году такое решение будет принято окончательно. Нам еще предстоит разобраться во всех обстоятельствах этого спорного решения. Но сегодня пойдет речь о распространяемой лиепайскими историками-краеведами информации о том, что на окончаниях молов и волноломов якобы были установлены артиллерийские орудия.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". Издана в 2016 г.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". Издана в 2016 г.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". Издана в 2016 г. (Кстати, на снимке пароход "Estonia"- (Курск), а не "Letonija".


Обратимся к карте 1906 года, составленной на момент фактического окончания строительных работ в либавской крепости.







На северных окончаниях волноломов и южного мола, а также в “углах” северного и южного молов в аванпорту было запланировано возведение артиллерийских батарей, но к моменту ликвидации крепости эти работы не были осуществлены.




В книге немецкого историка Генриха Ролльмана «Война на Балтийском море. Том II», в главах, посвященных операции по захвату Либавы в мае 1915 года, нет ни одного упоминания о каких-либо артиллерийских установках на защитных сооружениях аванпорта.

Северный мол.



Южный мол.


Использование временного железнодорожного полотна при строительстве портовых сооружений можно рассмотреть на примере аналогичных работ при возведении Владивостокского порта.



Локомотив с грузовой платформой. Строительство владивостокского порта.


На оконечностях волноломов и молов с момента постройки были установлены световые навигационные знаки, фундаменты которых, ошибочно принимают за основания артиллерийских орудий.


Оконечность южного мола.



Северная оконечность волнолома у центральных ворот.



Южная оконечность волнолома у центральных ворот.



Оконечность северного мола.

В советские послевоенные годы на оконечностях волноломов располагались дежурные смены для установки бонового заграждения в воротах порта.



Северная оконечность волнолома, где располагалась дежурная смена службы бонового ограждения.

В том, как должны выглядеть артиллерийские батареи, даже самого малого 6”калибра, можно убедиться на сохранившихся до наших дней батареях №1,3 и 6. Фантазии местных историков, конечно, не лишены оснований. Решением, которое могло спасти либавскую крепость от закрытия было бы строительство запланированных современных артиллерийских батарей с вращающимися металлическими броневыми башнями в “углах” волнолома и южного мола - батареи №4 и №5. Именно о них идет речь в документе 1903 года, рассматривающем сравнительные возможности корабельной артиллерии германского флота и береговых батарей либавской крепости не в пользу русского оружия. Но это тема для специального материала, посвященного Либавской крепости.


Из отчета Главного инспектора артиллерии "По вопросу о возможности германскому флоту бомбардировать Либавский порт". Январь 1903 год.
Продолжение следует