Как собирали пожертвования на церковь в Новой Либаве. 1903-1906 гг.

Все православные храмы строились, строятся и будут строиться на пожертвования. Вот как объясняет значение слова Пожертвование толковый словарь Ожегова:
Пожертвование - Дар, взнос, сделанный в пользу какого-либо лица или учреждения. Устаревшее значение - Добровольный отказ от своих удобств, выгод и т.п.; самопожертвование.
Есть ли разница между современным - даром и взносом, и устаревшим понятием - добровольного отказа от удобств и выгод, то есть - самопожертвования?
Безболезненно поделиться лишним или пожертвовать часть, кажущегося сегодня необходимым для себя - сделать подарок или совершить подвиг самопожертвования - каждый решает сам.

Церковь святителя Алексия митрополита московского в Новой Либаве строилась в основном на пожертвования служащих либаво-роменской железной дороги, но в сборе средств на храм принимало участие все население города. Посмотрим на жизнь и состояние православных храмов Либавы конца 19 - начала 20 века глазами человека того времени. Эта небольшая статья была опубликована в газете «Либавский вестник» в 1903 году.
«К вопросу о постройке православных храмов в Либаве:
Пасха, Рождество Христово и другие двунадесятые праздники наглядно показывают, – насколько православное население Либавы нуждается в храмах. Такой тесноты, давки и вследствие этого безобразий, происходящих внутри церкви, например, во время пасхальной заутрени – трудно себе представить: лезут чуть не друг на друга, кричат; не только попасть в церковь, но и выйти из неё вошедшему раньше почти не представляется возможности. Такое положение вещей особенно нехорошо уже потому, что в церкви набирается очень много иноверцев, привлекаемых торжественностью и красотою православного богослужения, на которых зрелище такого беспорядка не может производить особенно благоприятного впечатления. Следить в это время за порядком в церкви и некому, и времени нет, и потому каждый поступает по своему разумению. (..)
Недостаток в православных церквах давно признан не только населением, но и правительством, как светским, так и духовным. Лучшие люди Либавы много потратили сил и материальных средств, а также нравственного воздействия на дело построения новых храмов; испрошены были, где следует, разрешения на сбор пожертвований, рассылались в бесчисленном количестве по всей России воззвания и суммы стекались в Либаву со всех сторон. Проектировали к постройке два храма: один – величественный храм-памятник Царю Миротворцу Александру III, как создателю в Либаве военного порта и крепости, и другой – приходский храм для Новой Либавы.
На свете всё превратно; под этот закон подпали, очевидно, все лица, которые с таким усердием когда-то пропагандировали мысль о создании в Либаве православных храмов. Вероятно, дело это переживает теперь канцелярский период, покрытый тайной неизвестности: где-нибудь, что-нибудь пишут, запрашивают, просят. Здесь же у нас чувствуется полное охлаждение к этому прекрасному делу. Как ни грустно, факт этот должен быть констатирован.
Охлаждение настолько велико, что в настоящее время уже нигде не услышишь даже словечка о былых планах, как будто самая мысль о постройке храмов в Либаве отошла в область давно забытых преданий. Да оно так и будет в самом непродолжительном времени: постоянно изменяющийся состав православного населения города этому поможет; бывшие деятели уезжают, а новым ничего не известно. Надо быть очень убеждённым человеком, чтобы ратовать в таком вопросе, который может касаться только вскользь на самое короткое время, тем более, что осуществление проекта ничем не выражается и как будто находится под сомнением. Другое дело, если бы производилась постройка, когда всякий мог бы ощущать плоды своих жертв, если бы добрые порывы поддерживались в постоянном напряжении; каждый, смотря на сооружение, осознавал себя участником в хорошем деле, тогда, наверное, не осталось бы и тени того равнодушия, какое мы замечаем теперь в наших православных людях.
Между тем имеются 125 тысяч рублей, сумма хотя и не вполне достаточная, но тем не менее, такая, что возможно было бы приступить к постройке, а начатый храм ещё нигде в России не оставался неоконченным. Теперь же деньги лежат, новых сборов не делается, и о постройке никто не заботится. Только и приходится с завистью посматривать издали на оканчивающийся постройкой Морской Собор в порте Императора Александра III, увы, недоступный для городских обывателей. В таком положении стоит дело в постройке обоих проектированных храмов, положении ненормальном, доказывающем нашу инертность и общую черту русского человека – неспособность кончить раз начатое дело, если только встретятся какие-то преграды. Поневоле приходится сказать вместе с поэтом: «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано!»


Газета “Либавский Вестник” 1903 год
Строительство Алексеевской церкви было завершено в 1907 г. Газета “Вестник Либавы” рассказывает о сборе средств на храм в 1906 году.

Газета “Вестник Либавы” 1906 год
Сегодня в Лиепае восстанавливается церковь святителя Петра митрополита московского на Северном кладбище. Будем надеяться, что строки статьи из газеты “Либавский Вестник” 1903 года не повторяться, и через столетие на станут молчаливым укором современной Лиепае.
“...Охлаждение настолько велико, что в настоящее время уже нигде не услышишь даже словечка о былых планах, как будто самая мысль о постройке храмов в Либаве отошла в область давно забытых преданий...”