Тайна иконостаса Морского собора

Иконостас ˗[греч. εκονοστσιον, от εκν - изображение, образ и στσις - место стояния], преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части православного храма.




Морской собор в порту имп. Александра III. 1918-19 гг.


Свято˗Никольский  Морской собор в порту императора Александра III, построенный и освященный в присутствии Царской семьи в 1903 году,  пережил Первую мировую войну, сохранив в целости всё внутреннее убранство. Он стоял в первозданном виде вплоть до 1934 года, когда решением лютеранской общины гарнизонной церкви Каросты /Военного городка  был преобразован и реконструирован в лютеранскую кирху с возможностью проводить богослужения трёх конфессий ˗ лютеранской, католической и православной (для чего в церкви был оставлен правый ˗ Богоявленский предел ˗ алтарь с иконостасом). Реконструкция храма предусматривала демонтаж двух иконостасов, изменение формы крестов на куполах церкви  и установку скамей для верующих в зале храма.


Газета « Latvijas kareivis». 21 октября 1934 г.

«Лиепайская проволочная фабрика изготовила и подарила собору военного порта колокол весом в 2.5 тонны. Собор военного городка был преобразован из православного в лютеранскую церковь, и православные кресты заменены лютеранскими. Лиепайская городская управа подарила гарнизонной церкви красивые дубовые скамейки. Отмечены особые заслуги за работу над преобразованием собора директора проволочной фабрики и мастерских военного порта инженера  Яниса Керпе. Расходы на преоброзование взяла на себя фабрика».


Одновременно с событиями в Лиепае, по преобразованию православного храма в лютеранскую кирху, в Риге возрождался Христорождественский собор.


Рижский Христорождественский собор без центрального иконостаса, преобразованный в лютеранскую кирху

В 1915 году  церковное имущество и наиболее ценную утварь кафедрального Христорождественского собора Риги эвакуировали вглубь России. Все три иконостаса были разобраны и отвезены на хранение в Рижскую Иоанновскую церковь. Иконы передали на хранение в Рижскую Александро-Невскую церковь. В Нижний Новгород отправили 12 колоколов собора, а большой колокол перевезли в российское село Павлово. В 1917 году после захвата Риги немцами, кафедральный собор был превращен в лютеранскую кирху. Оккупанты опилили восьмиконечные кресты, превратив их в четырехконечные. Иконы были поруганы. Когда архиепископ Иоанн Поммер в 1920 году прибыл в Ригу по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Здание стояло без окон. Убранство было осквернено.  Порушена роспись, исчезло все, что представляло ценность. Кроме всего, храм объявили собственностью государства. Высказывались мнения об использовании его  то, как пантеон-усыпальницу национальных героев, то поступали предложения сдать его лютеранам, либо вообще снести. Но стараниями архиепископа Иоанна он был сохранен и возвращен Православной церкви.  После убийства архиепископа Иоана Рижскую епархию возглавил митрополит Августин. При нём иконостас Лиепайского Морского собора был перевезен в Ригу и установлен в пределах Христорождественского храма.




Газета "Rits" 30 ноября 1936 г.

Алтари Лиепайского кафедрального собора перевезены в Ригу
"Вчера, поездом из Лиепаи работник церкви православных лиепайчан присяжный адвокат Н. Малкин в 2 вагонах привез в Ригу два алтаря бывшего морского собора военного порта – один малый и второй главный иконостас. Оба иконостасая имеют большую художественную ценность. Упомянутый собор в Лиепае на сегодняшний день преобразован в гарнизонную церковь, обслуживающую членов всех трех конфессий. Утварь и иконостасы Лиепайского кафедрального собора сегодня разместят в подвальных помещениях Рижского православного собора, откуда позднее они будут перенесены в сам собор, где будут установлены на место прежнего старого алтаря. На текущий момент в Лиепайской церкви остается третий алтарь бывшего кафедрального собора".

Можно предполагать, что иконы из хранящегося в Иоанновской церкви старого иконостаса  были также эвакуированы в Россию или состояние оригинального иконостаса было столь плачевно, что было принято решение установить во вновь возрождающемся храме  только что демонтированный иконостас лиепайского Морского собора.  Тем не менее «родной» иконостас Христорождественского собора продолжал оставаться на хранении в подвалах Иоанновской церкви.





"В субботу проф. Старцс ознакомил представителей столичной прессы с проектами внутренних работ по перестройке и ремонту Митрополитского кафедрального собора. Работы планируется завершить до 15 сентября. Расходы на работы по перестройке и ремонту составляют 60.000 латов. Полностью будут восстановлены декоративные украшения, колонные и потолочные скульптуры. Главный алтарь будет заменён иконостасом бывшего Лиепайского Морского кафедрального собора, его заново позолотят. Будет восстановлена и отремонтирована дипломатская ложа, а также расширено внутреннее пространство алтаря".

Газета "Rits" 4 ноября 1939 г.

Став духовным центром православия в Риге, Христорождественский собор  не пережил Хрущёвской «оттепели». Митрополит Таллинский и Рижский ˗ будущий патриарх всея Руси Алексий II, сумев спасти от закрытия Пюхтецкий женский монастырь и  Елгавскую Спасо-Преображенскую  пустынь, не смог препятствовать ликвидации кафедрального собора Риги.  5 октября 1963 года по распоряжению Совета Министров храм был закрыт и преобразован в планетарий - «Дом Знаний».






Христорождественский собор перед закрытием.1961 г. Центральный иконостас из лиепайского Морского собора.


Рижский Христорождественский собор после закрытия.Иконостасы вновь демонтированы.


Кресты с куполов спилили, здание  кардинально перестроили. От собора остались только стены.  Вот что пишет официальный сайт латвийской православной церкви о событиях того времени:
«…После закрытия собора Рождества Христова в собор Св. Троицы рижского женского монастыря перенесли архиерейскую кафедру. Свято-Троицкий собор никогда не был закрыт. Его украшают росписи середины XX века, а главным украшением и святыней храма является иконостас, подаренный в начале XX века Государем императором Николаем II  Морскому собору в Либаве (ныне Лиепая). Иконостас очень красив, его украшает изумительная по тонкости резьба с позолотой. В 1939 году он был перевезен из Лиепаи в Ригу и установлен в соборе Рождества Христова, а в 1961 году перенесен в Свято-Троицкий собор. Стоящие перед иконостасом уникальные бронзовые подсвечники начала XX века также являются вкладом Государя в Либавский собор».

Судя по газетным статьям, иконостас  лиепайского Морского собора был перевезен в Ригу не в 1939 году, а в 1936 г. Можно также подискутировать о «подарке императора» ˗ доподлинно известно о писанной на Афоне иконе образа Богородицы «Избавительница», подаренной Николаем II Морскому собору, эвакуированной в 1914 году вместе с  либавским флотским полуэкипажем в Архагельск и хранящейся ныне в церкви Св. Мартина и почитающейся чудотворной, но иконостас Свято˗Никольского  Морского собора порта императора Александра III во всей красе, действительно, можно сегодня увидеть в соборе Святой Троицы рижского женского монастыря по адресу  Krišjāņa Barona iela 126.






Центральный иконостас из Морского собора порта императора Александра III в рижском Свято-Троицком соборе.


Но история с иконостасами имела продолжение. Правый предел Морского собора ˗ Богоявленский, оставленный  в 1934 году для осуществления возможности проводить православные богослужения во вновь образованной лютеранской кирхе для православных латышей военного гарнизона Каросты / Военного городка, пережил Вторую мировую войну и после освобождения Лиепаи  в 1945 году был передан православному приходу церкви Всех Святых в Клайпеде.



Богоявленский (правый) иконостас из лиепайского Морского собора в клайпедском храме Всех Святых.


Цитата из книги Германа Шлевиса -"Православные Храмы Литвы", Свято-Духов монастырь, Вильнюс, 2006г.)

"....Православным верующим было разрешено пользоваться зданием, расположенным на лютеранском кладбище. На двух конных повозках в Клайпеду привезли иконостас из Лиепаи (Латвия), из упраздненной православной церкви. Вновь устроенный клайпедский православный храм был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, его первым настоятелем назначили священника Федора Ракецкого. 28 декабря 1947 года о.Федор совершил первое богослужение.....".
Таким образом сегодня достоверно известно местонахождение центрального и правого иконостасов  Морского собора порта императора Александра III ˗ в Риге и в Клайпеде.

Но и на этом история иконостасов двух величественных православных храмов Латвии  не заканчивается. Как упоминалось, разобранный в 1915 году иконостас  рижского Христорождественского  кафедрального собора был передан на хранение в Иоанновскую церковь Риги, где и находился вплоть до начала 1996 года. Сегодня этот  иконостас находится в … Лиепае … в Морском соборе.


Центральный иконостас рижского Христорождественского собора на хранении в подвале Морского собора.


После окончания Второй мировой войны в 1945 году на территории Военного городка в очередной раз разместились части Советской армии и военно-морского  флота.  Вскоре над аллеей сквера у бывшего храма появилась арка с надписью ˗ Матросский парк, а сам храм стал матросским клубом. Здание Морского собора было приспособлено для организации досуга и культурно˗массовых мероприятий личного состава гарнизона и служило для этих целей долгие 45 лет.
В сентябре 1991 году, после длительного сопротивления военные оставили храм, передав ключи верующим.  Первое богослужение (молебен) состоялось 19 декабря 1991 года, в день памяти святителя Николая. Вскоре собор был очищен от многочисленных перегородок и  перекрытий. Для скорейшего возобновления богослужений был выполнен косметический ремонт в южном (Богоявленском) приделе и сооружен временный фанерный иконостас.  6 января 1992 года было совершено малое освящение храма, а 7 января (Рождество Христово) служилась первая Божественная Литургия. С этого дня богослужения в храме стали совершаться регулярно. Началось сооружение иконостаса центрального алтаря.
В 1996 году из Риги в Лиепаю был перевезен иконостас Рижского Христорождественского кафедрального собора, отдельные части которого ˗ Царские врата, резные столпы и верхняя арка, были использованы при сооружении центрального иконостаса восстанавливаемого Морского собора .
20 июля 1997 г. архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, в сослужении Лиепайского и Рижского духовенства, совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма.



Внутреннее убранство Морского собора сегодня. Царские врата, верхние - арка с крестом и золченые столпы от иконостаса рижского Христорождественского собора.








Оставшиеся части иконостаса Христорождественского кафедрального собора остаются по сей день в подвале Морского собора, ожидая продолжения своей удивительной судьбы. Местонахождение  иконостаса левого предела в честь святителя Алексия  митрополита московского до сих пор неизвестно.


Глеб Юдин
Георгий Томчук
- работа с архивами латвийской национальной библиотеки