Маяк. Навигационные знаки порта имп. Александра III

Маяки всегда привлекали людей. Одинокие, смотрящие с высоты на море, окутанные ореолом романтики и тайны, обветренные, противостоящие штормам и туманам, посылающие в ночь тонкую нить своего огня. Гордые, дающие надежду…
В юности я мечтал стать смотрителем маяка ˗ в ответ судьба отправила меня на полтора года нести боевое дежурство на заброшенной в лесной глуши одинокой радиолокационной станции, а двадцать лет морской жизни дали возможность посмотреть на многочисленные маяки с моря ˗ глазами моряка.
Тема, казалось исчерпавшая себя, два года назад вернулась сбывшейся мечтой ˗ жизнь, помотав по квартирам, выплеснула спасительной волной к дому у подножия вышки с настоящим сигнальным  огнем наверху. Навигационный знак, стоящий в самом сердце Военного порта, отбивает теперь красным светом прожектора секундные паузы моей жизни, наградив заслуженным правом считать себя негласным  «смотрителем»  этого, пусть не маяка, но очень важного навигационного объекта.
Кому же светит его огонь?




Навигационные знаки порта императора Александра III

Створные знаки
˗ навигационные сооружения контрастного цвета на берегах акваторий, используются для определения положения судна относительно оси судоходного фарватера.
Линейный створ показывает направление и положение оси судового хода. Два знака располагаются один впереди ниже, другой позади выше (на одной линии). Их совпадение означает нахождение на осевой линии фарватера. По взаимному положению знаков створа можно определить положение судна на фарватере.



Створный знак Военного порта "работает" в паре со створным знаком у разводного моста. Вышки своими совмещенными "телами" и огнями наверху указывают вход в центральные ворота аванпорта, подходящим с моря судам.




За створным знаком у разводного моста, через прорубленную просеку виден второй навигационный знак в глубине Военного порта.








За створным знаком во Временной гавани у разводного моста видны центральные ворота лиепайского порта.






Вид с верхушки навигационного знака в Военном порту. Справа вверху виден створный знак у разводного моста и центральные ворота за ним.


Эти створные знаки появились сразу после возведения гидротехнических сооружений либавского порта - молов и волноломов, за несколько лет до строительства порта императора Александра III.






На карте 1894 года видно, что высота огня навигационного знака в будущем порту императора Александра III равна 32 метрам, что на один метр выше высоты либавского маяка у входа в городской канал.


Лодка "Стерлядь" из либавского Учебного отряда подводного плавания в Портовом канале (1906-1914 гг.) На заднем плане Морской собор и створный знак.

Претерпев незначительные переделки в 30-е гг., конструкция створного знака не менялась с момента его установки. В первые дни после начала Первой мировой войны военно-морская база из порта имп. Александра III была эвакуирована в другие порты России, в воротах либавского порта с целью блокировки, были затоплены интернированные германские торговые суда.



Красным отмечены затопленные  русским флотом 1 августа 1914 г. немецкие интернированные пароходы.
Синим - суда затопленные германским флотом 4 ноября 1914 г.



Осенью 1914 года, во время второго обстрела Либавы германским флотом, дополнительно, ввиду неясности дальнейших планов, в южных и северных воротах аванпорта были затоплены баржи и списанные грузовые пароходы. После захвата Либавы в 1915 году германский флот частично расчистил  центральный и северный входы в порт, но входные фарватеры были заметно изменены, что повлекло за собой перестановку створных навигационных знаков. Створный знак у разводного моста был заменен временной деревянной вышкой на берегу за мостом. Створный знак у моста перенесён на берег.




Створный знак на берегу у остатков свайного причала (на котором шла сборка подводных лодок в 1904-1908 гг.) был заменён временной вышкой, перенесённой вглубь берега.





Интересны фотографии сделанные с этой вышки в 20-30-е годы:


В сторону канала (на Царскую пристань)



В сторону моря (на станцию гидроавиации)



И в сторону "напарника" - второго, высокого створного знака в Военном порту.

На последнем снимке видно, что высокий навигационный знак был частично разрушен в годы войны, и его "нарастили" длинной мачтой с фонарём на конце.


Снимок сделан с "укороченной" вышки створного знака.


К 1932 году форватеры были очищены и створные знаки вернулись на свои первоначальные места. Вышка в глубине Военного порта была восстановлена.


Снос временного деревянного створного знака у разводного моста. 1932 г.

К 1940 году все створные знаки занимали те же места, что и сегодня.


На фото 1942 года створный знак во Временный гавани. Место соответствует сегодняшнему.



Вид на Временную гавань. 2016 г.


Надо отметить уникальную архитектурную особенность порта имп. Александра III - самые высокие здания Военного порта имели неслучайное расположение. Морской собор, водонапорная башня и шпиль телеграфа могли служить морякам дополнительными ориентирами для определения направления входа в ворота порта. Так, расположенные "в створе" (один за другим) центральный купол Морского собора и Водонапорная башня и сегодня указывают с моря вход в Северные ворота. Разрушенное в годы Второй мировой войны здание Телеграфа и Водонапорная башня указывали вход во Временную гавань. Главный купол Морского собора и шпиль телеграфа - на вход в Южные ворота. По этим объектам также выверялась девиация корабельных компасов.





Лоция Балтийского моря. Ленинград 1936 г.




Бывшая Водонапорная башня порта имп. Александра III.



Водонапорная башня (вверху), Купола Морского собора и Телеграф служили ориентирами и дублировали створные знаки.



Здание телеграфа


Первоначальный вид шпиля телеграфа с мачтой для подъёма сигнальных флагов.


Вид с верхней площадки телеграфа в сторону Морского собора и Водонапорной башни


P.S.
И в заключение хотелось бы опровергнуть оригинальную версию местного историка Юриса Ракиса о якобы маяке, якобы стоявшем на берегу моря у основания Северного мола.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". 2016 g.

Маяк, в порту имп. Александра III, работающий на биогазе, подобно знаменитому Александрийскому маяку, несомненно, красивая история, но, к сожалению, мы вынуждены её разрушить - сооружение у Северного мола было банальной насосной станцией, так называемым - Колодцем для сбора канализационных вод, о чем упоминается в Лоции Балтийского моря и в многочисленных статьях латвийских газет конца 20-х годов, рассказывающих о сносе канализационной насосной станции у основания Северного мола.


Лоция Балтийского моря. Ленинград 1936 г.


 В чем мы можем полностью согласиться с Ю.Ракисом, так это в том, что, несмотря на свой низкий статус, Канализационная станция также служила хорошим навигационным ориентиром в ряду более "статусных" инженерных сооружений.

Наконец-то я узнал зачем этот створный знак нужен. В конце 80-х моряки поставили на большой створный знак дополнительную вспышку и спать стало возможным только завешивая окно на ночь одеялом. Мы как раз жили в финских домиках на Макарова. Теперь знаю, что страдали для благого дела :)