Военный город

Район судоремонтного завода Тосмаре и Военного городка имел свою школу. Редкие школьники из этих мест, учившиеся в городе, приносили в стерильную школьную жизнь жуткие рассказы о Минке, темных подземельях и постоянных поисках приключений среди бесчисленных воинских частей, складов и причалов, заставляя раскрывать рты завсегдатаев городских парков, скучного пляжа и непродуктивной рыбалки в торговом канале. Казалось, там, на другом конце города, за таинственным Воздушным мостом проходит своя особенная, непостижимая для нас, городских пацанов, жизнь.



Все лиепайские мальчишки вытягивали шеи, когда проезжали на автобусе мимо высокого забора по улице Цукура, пытаясь разглядеть, стоящие   напротив топливной базы у причалов Тосмаре, корабли. Особой удачей было увидеть подводную лодку и хищный силуэт крейсера «Свердлов» у сахарного завода. Автобус быстро проезжал вдоль серого забора, картинка, мелькнувшая среди огромных цистерн базы, надолго оставалась в памяти, будоража воображение и приобщая к страшной военной тайне.



На остановках в автобус заходили, отпущенные в увольнение матросы. Мы придвигались к ним ближе, разглядывали форму. Лица их были сосредоточены, они вглядывались в незнакомые пригороды. Шинели матросов пахли непередаваемым запахом корабельного рундука, и тайн от этого становилось больше...
Даже не подозревал в детстве, что являлся предметом зависти ребят с той стороны Военного канала :)
Городок
Да, вы были "крутые"! Не осталось фотографий того времени?

А чего там было голову вытягивать, если на перекрестке пулвера и вентспилс улиц можно было свободно пройти на территорию? Прямо у этого входа, в начале 90-х, заканчивал свою жизнь эсминец, ЕМНИП, "прозорливый". Если пройти дальше, в сторону цукура - там было целое корабельное кладбище. Очень впечатляли эти железные монстры с просверленными насквозь стволами орудий. Жаль смартфонов тогда не было....

Вид с канала.
Конечно, можно было. Это взгляд пацана из центра города на этот район. Мы там очень редко появлялись, если не было знакомых или родственников в той стороне. Зато мы считали "своей" Зимнюю гавань, куда тоже можно было беспрепятственно пройти мальчишкам, на которых не обращали внимания.

Да я понимаю, это я чтоб похвастаться, дескать какой я знаток, написал. Для меня обратная ситуация - поездка "в город" была настоящим событием. До сих пор открываю для себя южную и центральную часть города, во время редких визитов в отпуске.

Чтоб Свердлова увидить особенно шею не надо было вытягивать желтый икарус- автобус №3 позволял лицезреть его даже сидя в кресле. Рядом с ним ракетный эсминец стоял то ли Славный, то Грозный, уже не помню название. Первым крейсер порезали на металл, а эсминец и куча всякой мелочи типа тральщиков и охотников стояли у стенки возле Сахарного завода. В 1992 осенью кажется они благополучно затонули во время шторма и где то на год это место превратилось в Остров погибших кораблей. Мне удалось побывать на эсминце кажется летом 1993 года. Доступ к "Острову" был свободный. Эсминец подзатонул у причальной стенки и залезть на него можно было без всяких проблем, палуба и надстройки были над водой. Местные во всю на нем мородерничали. На корабле и библиотеку оставили и посуду и кучу всякого разного оборудования. Мне в качестве трофея достался огромный том морского атласа 195 какого то года издания (подробные карты ВМВ). Орудия и ракетные установки были изрядно поломаны, но не демонтированы. Помню мне приглянулся какой то медный шильдик на зенитке. но отвертки с собой не было, думал еще потом за ним зайти но больше не срослось. А остальные корабли затонули по рубки и попасть на них было можно лишь рискуя здоровьем. Потом эсминец сгорел из-за какой то случайной искры от болгарки. А кажется осенью 1993 или уже в 1994 году когда войска ушли все подняли и порезали на металл. А лодки затопленные в подплаве еще в 1995 году были.