Куда исчезла Покровская церковь

В конце 19 века, для защиты, создаваемой в Либаве  новой военно˗морской базы, одновременно с гидротехническими сооружениями, доками, казармами и жилым городком, началось возведение крепостных укреплений. Форты Либавской крепости должны были защищать порт императора Александра III от нападения с моря и суши. Два ведомства ˗ Военное и Морское поделили между собой территорию вокруг Либавы и независимо друг от друга создавали свои инженерные инфраструктуры.




Для нужд гарнизона крепости между 2˗й и 3˗ей батареями в 1905 году на казённые средства была построена церковь, освящённая 25 сентября того же года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После решения о ликвидации либавской крепости в 1910 году на территории разоруженной крепости разместился 113˗й пехотный Старорусский полк. Покровская церковь стала их полковым храмом.



В мае 1915 года Либава была захвачена германскими войсками. Православные богослужения в храме больше никогда не совершались.
Летом 2015 года удалось точно установить место, где располагалась Покровская церковь. Указанную на старых картах точку, на местности, подсказали древние каштаны, идущие аллеей и расходящиеся вокруг места, где стоял храм. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы воздвигли посреди дороги, которая огибала ее с двух сторон.


Карта 1916 г.




Военные храмы, строящиеся по типовому войсковому проекту, благодаря особенностям конструкции, позволяли разместить внутри во время богослужения большое количество военнослужащих. Подобная церковь была в Риге на ул. Самарина (сегодня ул.Ломоносова). В Пскове сохранился военный храм в честь св. Александра Невского, по которому можно совершить виртуальный 3D тур.


Храм св.Ал.Невского в Пскове, построенный по типовому проекту войсковой церкви.




Место, где стояла Покровская церковь. 2015 г.

Сегодня, кроме каштановой аллеи, ничто не указывает, что на этом месте стоял величественный православный храм. В разбросанных рядом остатках разрушенных советских строений не найти следов красного кирпича, из которого была построена церковь ˗ только желтый и белый силикатный.

Куда же исчезла Покровская церковь?



Покровская церковь. Фото 1920-22 гг.



2015 год.





На опубликованной недавно фотографии 20˗х годов церковь уже с полуразрушенной колокольней. В 30˗х годах она исчезает с топографических карт. Поиски в архивах Латвийской Национальной библиотеки привели к неожиданному открытию.



Карта 1933 года.

Чтобы понять причину произошедшего нужно разобраться в политической ситуации, интригах и страстях, разгоревшихся в 20˗х годах в сейме и правительстве Латвии. После обретения первой независимости молодое государство (в отличие от принятого в 1993 г. закона о реституции) посчитало невыгодным возвратить права владельцам недвижимости по состоянию на предвоенный 1914 год. В частности, все сакральные сооружения ˗ церкви и молельные дома, оставались в руках государства, которое избирательно подходило к вопросу сдачи в аренду церковным общинам, принадлежащего им до первой мировой войны имущества. Например, только благодаря неистощимой энергии архиепископа рижского Иоанна Поммера ˗ будущего первого святого священномученика  Латвии, удалось возродить православное богослужение в кафедральном Христорождественском соборе.       
В Лиепае Свято˗Никольский Морской собор стал лютеранской кирхой, храм Ал. Невского на ул.Улиха несколько лет стояла закрытым, а церковь на железнодорожном вокзале превращена в рисовальный зал.

Обратимся к газетным статьям того времени, раскрывающим эту сложную тему.

Газета  " Jaunais Rits" 26 апреля 1923 года.



Принятый церковный закон, охотно используют в качестве средства агитации различные политические партии, и при этом настолько мутят воду в связи с принятым законом о Домской церкви и церкви Екаба, что граждане, которые близко с делом не знакомы, совершат множество ошибок как при подписании списков, так и выражая протесты, и только позднее увидят, что их использовали как наивных простаков ради интересов немцев и латышей известного пошиба.
Член Сейма Шиманс заявил, что принятым законом у немцев якобы похищены две церкви. А латыши с целью агитации говорят, мол глядите, католикам отдают церковь Екаба на вечное пользование, а на Домскую церковь у латышского епископа есть только право пользования. На самом же деле надо отметить, что Домская церковь, равно как и все прочие лютеранские церкви, не принадлежит ни немцам, ни латышам, а настоящим хозяином и собственником является Верховное правление лютеранской церкви. Общины имеют только право пользования, а потому и Сейм мог дать латышскому епископу право пользования, а не право  наследуемой собственности. В качестве примера можно привести лиепайскую немецкую общину, которая на основании решения Генеральной консистории сегодня еще использует земельный участок на улице Тикло, который с давних времен использовала община Анны, но теперь община Анны его обратно заполучить не может, и даже, несмотря на то, что немецкая община не является собственником, на указанном участке земли у общины Анны, и сегодня есть только право пользования на церковь и пасторский дом. И если бы все члены общины Анны перешли бы в другую веру, то церковь всё равно бы осталась собственностью Верховного лютеранского правления. Следовательно, указывать, что Сейм, наделив латышей правом пользования Домской церковью, ничего не дал – это, с известной стороны, лишь внесение смуты, чтобы одурачить латышей, являющихся членами лютеранской общины. У немцев на Домскую церковь было лишь право пользования и не более, и его законным путем передали латышскому епископу, ведь законом нельзя у кого-либо отнять то, чего у него нет. Так как немцы во время своего правления присвоили себе все крупные церкви в Риге, то теперь, когда обстоятельства изменились, их следует обратно забрать у немцев, насколько того требует государство и нужды прочих наций. Говорить о какой-либо несправедливости неуместно.
Церковь Екаба – государственная собственность, равно как и Лиепайский собор Военного порта, и государство вправе использовать его по своему усмотрению. Правительство находит возможным снести крепостную церковь в военном порту как ненужную и лишнюю, и кажется, что ни латышам, ни немцам не придет в голову осуждать правительство за эти действия. Потому следует еще раз отметить, что бесчестно подстрекать людей делами, которые в агитационных целях выставлены в неправильном свете. Совет нашей лиепайской общины Анны тоже придерживался ложного мнения, но не по убеждениям своим, а из-за незнания обстоятельств и смуты, внесенной известными лицами. Можем только посоветовать каждому латышу основательнее ознакомиться с делом и меньше слушать подстрекательства агитаторов.


______________


Газета "Dienas Lapa" 2 сентября 1923 года.


Голос из публики

Церковное дело. Пятничным вечером я послушал «христианский» агитационный митинг. На нем говорили, что все церкви и молельные дома вернут тем конфессиям, которым они принадлежали до войны. Потому считаю нужным указать то, какое значение это может иметь для Лиепаи.
Из 7 православных церквей железнодорожная церковь превращена в рисовальный зал, материалы от крепостной церкви отданы Яунлиепайской лютеранской общине для строительства лютеранской церкви. В соборе военного порта проходят богослужения лютеранской и католической конфессии, незавершенная церковь памяти Александра III частично обещана музею, церковь Александра Невского пустует, и только две церкви находятся в пользовании немногочисленных православных жителей Лиепаи.
При принятии немецкого законопроекта, православная конфессия получила бы в Лиепае большое незаслуженное наследство, которое частично пришлось бы оплачивать деньгами. Но кто заплатит православным за мебель из железнодорожной церкви, кто заплатит за кирпичи, что теперь находятся на дворе Яунлиепайской церкви, за проданные строительные леса у Курмайской церкви. Про собор Александра III один из православных русских поведал, что они надеются закончить его на деньги проживающих во Франции русских монархистов? Это то же самое строительство, касательно которого так жестко выступает «L.A.». Меня пугают эти идейные связи и весь немецкий законопроект.

Житель Лиепаи

_________________

Из статьи "Мир кормит, а страсти разрушают" в газете "Pirmdienas Rits" август 1923 года.




"Хорошим примером в этом смысле служит Лиепая. Ранее русскими здесь было построено так много церквей, что и делать было с ними нечего, особенно теперь, после большой мировой войны, а потому большой русский собор военного порта используют лютеране, а крепостную церковь снесли как полностью ненужную, а материалы отдали Яунлиепайской общине, для которой сейчас необходимо построить церковь".



Газета "Pirmdienas Rits"  октябрь 1923 года.

"… Так, во время российского правления за государственный счет построено такое большое количество церквей, что многие из них стоят пустыми. Например, церковь на улице Улиха стоит закрытой, собор в военном порту используют лютеране, вторую церковь в крепости лютеране снесли. В Лиепае настолько мало русских, что даже в одну церковь ходить некому…"

________________




(Перевод будет добавлен позднее)


_________________


Из книги "Jaun Liepājas baznīсas tapšana" (История Новолиепайской церкви). 1934 г.





"... С верою начальника, как истинного сына Божьего, в то, что Господь не дает камни вместо хлеба, все приступили к работе , полностью полагаясь на Бога. И Господь благословил эту надежду и верность.
Первым начинанием после войны была доставка по-прежнему не хватавшего материала. Удалось выпросить у начальства разрешения на то, чтобы разобрать бывшую крепостную церковь в военном порту. Она стояла пустой, и при теперешних обстоятельствах полностью хватало большого собора. Некоторые хотели использовать крепостную церковь в качестве амбара, другие же вообще помышляли устроить в ней кинотеатр, ведь когда из церкви всё было вынесено, стало ясно, что стены ее длинных четырехугольных помещений как раз годились для этого. Однако некоторые более мудрые начальники, которым не нравилось превращение церкви в место для развлечений, дали совет правлению Яунлиепайской церкви: обратиться к начальству с просьбой разрешить разбор церкви, а материал одной церкви использовать на строительство другой церкви. Начальство согласилось с нашей просьбой, которая была поддержана строительной управой военного порта, однако установило за это плату. Поскольку уже сам разбор церкви и перевозка материала из военного порта в Лиепаю стоили весьма дорого, мы попросили отдать нам церковь бесплатно, ведь иначе нам было бы выгоднее купить новый материал. Тогда начальство прислушалось к нашей просьбе и разрешило нам разобрать церковь. Некоторые даже надеялись отыскать золотые монеты, заложенные в фундамент здания, но этого не случилось. Мы нуждались в этих камнях, и они снова оживили нашу надежду, когда мы смогли снова воздвигнуть их на брошенные перед войной стены.
    В 1923 году был избран новый совет церкви, из которого в правление вошли: в качестве начальника снова А. Бректерс, его заместитель П. Розенталс, секретарь А. Трейканс, кассир Й. Бекерс и член правления М. Зегелниекс".


___________________


История строительства лютеранской церкви в Новой Лиепае началась в 1892 году, когда общиной прихода церкви св. Анны было решено построить деревянный молельный дом на время реконструкции церкви св. Анны у городского рынка. Было выбрано место на углу улиц: Павильонной, Шуваловской и Александровской (1905g. iela/Jelgavas/Brivibas).


Карта Либавы 1903 года.


Церковь в Новой Либаве. 1892-1914 гг.

В 1914 году на месте деревянной началось строительство новой каменной лютеранской церкви. Первая мировая война прервала эти планы. После установления независимости в 1918 году лютеранская община Новой Лиепаи вернулась к этому вопросу.
С разрешения местных властей православный храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран на стройматериалы для завершения строительства лютеранской церкви в Новой Лиепае.


Начало строительства церкви в Новой Лиепае из кирпичей Покровского храма.



Лютеранская церковь в Новой Лиепае. 40-е гг.


2016 год.

Цокольный этаж, облицованный гранитом, успели возвести до начала Первой мировой войны. В 1923 году  строительство продолжилось - красный кирпич, видимый на последнем фото, от храма Покрова Пресвятой Богородицы.


Камни Покровской церкви. Колокольня лютеранской церкви в Новой Лиепае.


Для православного человека священны даже камни бывшего храма. Жаль, что для возведения одного сакрального места пришлось разрушить другое. Но сегодня каждый может принять участие в восстановлении храма святителя Петра на Северном кладбище, возродить еще одно святое место в нашем городе.




Глеб Юдин
Георгий Томчук
-
работа с архивами латвийской национальной библиотеки



в\городок.
я так и не поняла где эта церковь находилась? В 6 группе что ли?И еще как то странно писать что русских было мало в Лиепаи, а улицы сплошь и рядом русские?Как так?
Очень интересное продолжение замечательного исследования. Добыча кирпича видимо имеет древние традиции в Лиепае отнюдь не сводящиеся к началу 1990-х годов. :(Весной с сожалением узнал об окончательном сносе здания дома эмигрантов на Флотской улице - бывшее здание кажется радиошколы. От родственников слышал что когда то в нем останавливался шахматист Алехин. Уважаемый, Глеб ! Нет ли у Вас информации об этом погибшем здании ? Из экспозиции в Лиепайском музее, как я понял. было 2 дома эмигрантов, одно здание напротив трамвайного парка сохранилось ? Вообще конечно безобразие.

Edited at 2017-01-16 07:38 pm (UTC)