Размышления о латышской истории - 1910 год




Газета «Вестник Либавы». Февраль 1910 года




"История латышского народа
Латышскими газетами ведётся усиленная пропаганда собирания материалов для будущей «Латышской истории». Так, в «Dsihwe» автор статьи «Подготовительные работы для латышской истории», советует всем интересующимся этим вопросом, собрать всё относящееся к упомянутой истории. Автор не считает достойной подражания так называемую «династическую» историю других народов. Он надеется, что придет время, когда и другие народы перестанут считать узкую «династическую» историю, историей народа. По его мнению, латышам надо описывать в истории «символическую, типическую, конвенциональную, индивидуальную, субъективную и нравственную жизнь народа» (буквально по тексту). Не правда ли, как глубоко!
Для этой благой цели и надо собирать материалы. Только после накопления материалов, латыши будут в состоянии написать свою историю. «В отношении разработки имеющегося материала, уже работают латышские историки».
Однако, в чем же проявляется эта работа? Какой «материал» разрабатывают эти историки? До сих пор, даже не разобран ценнейший материал древне-латышской истории народные песни, сказки, пословицы, загадки. Имеются ценные собрания материалов, как то: «Собрания латышских народных песен» Барона и Виссендорфа, содержащие в себе более 40.000 различных народных песен; «Сборник латышских сказок» Лерха Пушкайтиса (10 томов) и т.д. Почему этот материал не разработан? Есть ли хоть одна основательная критика (или разбор) названных сочинений?
Зачем искать новые источники, пока не приведены в порядок старые? И притом, нам странной кажется идея игнорирования личностей и сосредоточения на толпе. Ведь жизнь толпы тесно связана с деятельностью отдельных лиц?..."


_________

Статья по теме  с сайта Национального музея  истории Латвии


Латыши во второй половине 19-го века и в начале  20-го века: национальное самосознание, культура и общественная жизнь

19-ый век на территории Латвии был временем разнообразных новшеств. Крепостные стали свободными крестьянами, вместе разделения людей на привилегированных и непривилегированных постепенно последовало уравнение сословных прав (эмансипация). Важной частью процесса модернизации было латышское национальное движение («Национальное пробуждение») и возникновение латышской нации. В новых экономических и социальных обстоятельствах принадлежавшие к крестьянскому сословию получили новую уверенность в себе. Латыши из этнической общности (народности) стали нацией (народом). Национальное самосознание было многогранным – включало в себя язык, социальную принадлежность, понимание об истории народа, территории, общности культурной и общественной жизни, целях на будущее. Рождалось современное общество, экономика и культурная среда, существовавшая на территории Латвии и в 20-ом веке.
Становление латышей как нации происходило при различных обстоятельствах и в длительное время. На это влияли управленческие и экономические реформы на территории Латвии и события, характерные всей Европе – изменения в технологиях и в распространении информации, появление новых политических движений, участие широких слоев населения в общественной жизни. В 19-ом веке вся территория Латвии была частью Российской империи, но достигнутые остзейским дворянством успехи в сохранении автономии Балтии предопределяли сравнительно слабое влияние российского правительства вплоть до конца 19-го века, когда была реформирована система управления в Балтии и расширено употребление русского языка. Изначальные требования и политическая позиция латышского национального движения формировались в условиях разногласий между остзейским дворянством и центральном управлением Российской империи. В надежде на уменьшение роли остзейцев латышские общественные деятели в середине 19-го века поддержали политику централизации Российской империи и реформы, которые ущемили права автономии остзейского дворянства. В конце 19-го века, когда русификация коснулась системы образования и общественную жизнь, стала влиять на старания укрепить латышский язык и культуру, отношение к политике центральной власти в Балтии стало более критичным. Автономия Балтии в 18-19-ом веке имела большое значение в сохранении местных особенностей и в поощрении и поддержании ориентации на западноевропейскую культуру. Это прямо влияло и на культурные ценности латышской нации.
Формирование латышской нации, как и на других территориях Центральной и Восточной Европы, было результатом национального движения, начатого образованными латышами. В первой половине 19-го века увеличился объем опубликованной на латышском языке информации, развивалась светская литература, печатались первые газеты, укрепилась сеть сельских школ. Дети крестьян все чаще поступали в средние и высшие учебные заведения. Латышские студенты в Дерптском (Тартуском) университете в 50-е годы 19-го века организовывали вечера дискуссий, призывали изучать и уважать латышский язык, историю; в кругах остзейских немцев этих активистов иронически называли «младолатышами», таким образом проводя параллели с национальными движениями в Европе. Наиболее ярким достижением младолатышей в 60-e годы   19-го века было издание газеты «Петербургac Авизес» («Петербургская газета»), создателями которой были Кришьянис Валдемарс, Юрис Алунанс и Кришьянис Баронс. Газета критически отражала ситуацию в Балтии, поощряла полную самоуважения точку зрения на способности латышей, богатство их культуры и языка.
Со временем число активистов национального движения, их аудитория и направления деятельности расширялись. Начиная с 60-х годов 19-го века, значительно увеличилось разнообразие латышской общественной жизни, развивалась культурная жизнь и издательская деятельность на латышском языке. Во второй половине 19-го века новое поколение образованных латышей положило начало национальному искусству и музыке, собиранию и изучению фольклора, материального и нематериального наследия, деятельности в других областях. Латышская культурная и общественная жизнь развивалась постепенно, но уже на рубеже 20-го века, образовалась национальная литература и книгопечатание, музыка, искусство, были сформированы важные вопросы в сфере гуманитарных наук, особенно в лингвистике и истории. В рамках национального движения были основаны новые традиции, из которых самая яркая – Праздник песни.
Поворотным моментом для латышского общества была революция 1905-го года. Первоначально под влиянием внешних обстоятельств, революция получила широкую поддержку среди латышей. Ход революции, сформирование интересов латышей, а также суровое подавление волнений способствовало политическим дискуссиям, появлению различных политических направлений в латышском обществе. После революции часть латышского общества лишилась иллюзий о политическом режиме царской России и его целях.
В начале латышского национального движения в 50-х годы 19-го века и позже, конкретные политические цели в отношении будущего территории Латвии не были обозначены. Тем не менее, формирование латышской нации в 19-ом веке, уходящее корнями в латышскую этническую общность, предопределило возможность образования в 1918 году Латвийской Республики с ценностями и идеологией, защищаемыми молодым государством.