Фотоальбом - Либавская крепость. Среднее укрепление



Либавская крепость предназначалась для защиты строящейся новой военно-морской базы Балтийского флота. Её укрепления воздвигались одновременно с сооружениями порта имп. Александра III, активное строительство которого началось в 1894 году после окончания гидротехнических работ в акватории либавского порта и прокладки Портового канала с бассейнами для стоянки судов. Новый военный порт на Балтике был детищем царя Александра III - сильного и мудрого правителя Российской империи, укреплявшего влияние и авторитет России смелыми геополитическими решениями и инициативами. После его смерти в 1894 году царская власть ослабла. Русско-японская война и её последствия стали грозным вызовом для России, во многом предопределившими крах Российской империи.
27 июня 1907 года вышел указ императора Николая II о лишении Либавы статуса крепости, а в 1910 году  - секретное «Девятнадцатое расписание», согласно которому с началом войны все укрепления Либавы и сооружения Порта Александра III подлежали уничтожению.
Вывоз орудий из крепости начался во второй половине 1908 года и закончился к концу 1911 года. В 1906–1914 годах на Либавский порт базировались суда Минной дивизии, Учебный отряд подводного плавания и Отряд гидроавиации (1913-1914).
К моменту  ликвидации Либавской крепости большая часть  фортификационных укреплений не была закончена в строительстве и не имеела артилерийского  вооружения. С началом Первой мировой войны, согласно плану, форты либавской крепости в подавляющем большинстве были взорваны. Флот и боевые подразделения армии отведены вглубь страны. Через год, в мае 1915 беззащитная Либава была занята германскими войсками, и использовалась в дальнейшем, как база флота и плацдарм для подготовки десантной операции на Моонзундский архипелаг.
Тема трагической судьбы порта имп. Александра III до сих пор не изучена историками. Правильность или ошибочность его строительства в Либаве остаются на весах истории.
Форты либавской крепости не выполнили своей миссии. Либавская крепость не имеет истории, кроме истории строительства и своего разоружения. Сегодня мы начинаем обзор фортов крепости и того, что от них осталось. Крепость сама расскажет о себе.

Фотоальбом о  Среднем укреплении на перешейке между Тосмарским и Либавским озерами


При проектировании либавской крепости инженерами были идеально использованы географические элементы местности Либавское и Тосмарские озера, которые должны были стать естественной преградой для наступающего по суши потенциального противника. Дополнительно прорытые  каналы вдоль западных берегов этих водных преград, являлись частью транспортной инфраструктуры крепости, выполняли мелиоративные функции и служили оборонительными рвами вокруг ключевых фортификационных сооружений реданов и редутов.

Редут -  фортификационное укрепление в виде многоугольника, окруженное рвом.

Из  "Записки по обороне Либавы" за 1904 год:
"... На укрепления Северное, Среднее и Южное, а также право- и левофланговые редуты в перешейке между озёрами назначена артиллерия противоштурмовая и для закрытой обороны рвов, а у первых трёх укреплений положено иметь придаточные батареи для орудий крепостных калибров. Всего на сухопутную сторону, считая в том числе и резервное вооружение, назначено 362 орудия, в том числе: а) пушек: 20 — 6-дм. в 190 пуд., 72 — 6-дм. в 120 пуд., 56 — 42-линейных, 28 батарейных, 20 лёгких на колёсах, 16 лёгких на тумбах, 36 противоштурмовых {1}, 30 — 57-мм капонирных, б) мортир: 28 — 8-дм., 18 — 6-дм. крепостных, 24 — 6-дм. полевых, и в) пулемётов 14 ... "












2017 год



























Фотоальбом - Либавская крепость. Редан
Фотоальбом - Либавская крепость. Левофланговый редут
Фотоальбом - Либавская крепость. Среднее укрепление
Фотоальбом - Либавская крепость. Правофланговый редут
Фотоальбом - Либавская крепость. Южное укрепление
Фотоальбом - Либавская крепость. Северное укрепление
Фотоальбом - Либавская крепость. Батареи: №1, №2, №3
Фотоальбом - Либавская крепость. Пороховые склады
Фотоальбом - Либавская крепость. Батарея №6