port-alexandra3 (port_alexandra3) wrote,
port-alexandra3
port_alexandra3

Categories:

Часть 1. Оккупация Либавы. Восстановление порта и гавани в 1915 году

Блокирование входов в либавскую гавань началось с первого дня войны. В соответствии с разработанным в 1912 году «Планом операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны», 1 августа 1914 года в южных, северных и центральных воротах были затоплены интернированные германские пароходы. 2 августа, с началом обстрела города крейсерами «Augsburg» и «Magdeburg», в Порту Императора Александра III силами оставшегося гарнизона началось планомерное разрушение военной инфраструктуры порта и крепости. На подступах к Либаве в море были выставлены  минные заграждения.
Поучаствовали в блокировании либавской гавани и сами немцы. На первый взгляд кажется странным затопление германским флотом в воротах либавской гавани старых пароходов и барж во время второго обстрела 4 ноября 1914 года. Но это объясняется угрозой для германского флота, переведенных по приказу британского адмиралтейства в Балтийское море английских подводных лодок  Е–1, Е–9 и Е–8 в конце октября 1914 года. Используя оборудованные для обслуживания лодок причалы переведенного до начала войны в Ревель Учебного отряда подводного плавания, английские подводные лодки представляли огромную опасность для германского флота.
С началом наступления немцев весной 1915 года уничтожение военных объектов в Либаве ускорилось. Был заблокирован вход в Военный канал, взорвана северная часть разводного моста, разрушены батопорты сухих доков, сжигались склады с военным имуществом.
В свою очередь вызывает недоумение фрагментарное, выборочное разрушение объектов. В распоряжении командования либавского гарнизона было 9 месяцев для выполнения плана 1912-го года по оставлению Либавы. Почему не были взорваны обе части разводного моста? Ведь было ясно, что канал остается проходимым при разрушении только одной половины моста, и наведение стационарной деревянной конструкции не займет много времени – что и случилось впоследствии. Почему не были разрушены причал и ангары станции гидроавиации, эксплуатационная база для подводных лодок? Все это в скором времени стало использоваться для нужд германского флота и армии, ускорив наступление на Ригу и Моонзундский архипелаг, и в целом  повлияло на ход войны.
Очередная глава из книги немецкого историка Генриха Ролльмана «Война на Балтийском море. Том II» рассказывает о восстановлении либавской гавани и военного порта германским флотом.

Красным отмечены затопленные  русским флотом 1 августа 1914 г. немецкие интернированные пароходы.
Синим - суда затопленные германским флотом 4 ноября 1914 г.


Из книги Г. Ролльмана «Война на Балтийском море. Том II»

«…Вечером 6 мая армейская группа Лаунштейна запросила – возможно ли перебросить орудия из Кенигсберга морем в Либаву, ввиду чего нужно было срочно проложить фарватер в гавань. Первая попытка утром 7 мая показала, что входы между молами, кроме затонувших пароходов, заграждены еще и минами. Тотчас был вызван работавший у банки Штольпе вспомогательный дивизион моторных катеров-тральщиков; из Киля были затребованы спасательные средства для подъема пароходов и для уборки наваленных в проходах бетонных массивов. В ответ на сообщение Гопмана, что он не может назначить срок окончания работ, сухопутное командование стало торопить: «Положение требует настойчивого ускорения очистки входов для выгрузки орудий».


Мачты затопленных судов в центральных воротах порта Либавы.

Вследствие густого тумана Гопман со своим отрядом смог прийти на якорь на либавском рейде только около полудня 8 мая; по той же причине заставил себя ждать и вспомогательный дивизион тральщиков. Незначительное количество исправных тральщиков  II дивизиона было назначено для траления фарватера до северного входа. В то же время капитан-лейтенант Герке на шлюпке вошел в самую гавань. Он произвел промер северного входа и выяснил, что малые суда могут входить через проход шириной в 70 м. После этого он прошел через аванпорт мимо торговой гавани и по каналу до поворотного моста.

Затопленные 1 августа 1914 года немецкие пароходы. Южные ворота порта.

Так как он не обнаружил ничего, что давало бы основание предполагать наличие дальнейшего заграждения, то контр-адмирал Гопман отправил своего начальника штаба на берег для переговоров с начальником гарнизона о предстоявших задачах и для более полного выяснения состояния  и работоспособности порта капитан 1 ранга Михельсен перешёл на V-107, чтобы независимо от времени дня быть в связи со своим начальником при помощи радиотелеграфа и оптических средств связи. Фарватер до Северных ворот и проход через эти ворота были объявлены чистыми от мин, поэтому миноносец должен был идти сперва самостоятельно, а начиная от ворот - под проводкой четырех тральщиков, Когда он, пройдя ворота, стал ворочать за тральщиками, у него под носом взорвалась мина.

Подорвавшийся в гавани после прохода северных ворот миноносец V-107.

Носовая часть была оторвана и затонула, передние отсеки быстро наполнились водой. С помощью двух тральщиков кормовая часть миноносца была посажена на затопленную баржу и спасена от потопления; контр-адмирал Гопман впоследствии особенно отметил удачное проведение этого манёвра. Потери, благодаря заранее принятым мерам, были невелики: один человек погиб, а капитан 1 ранга Михельсен и еще один человек были ранены. Самым неприятным последствием этого было то, что  разговор с полковником Шуленбургом пришлось отложить и по-прежнему пользоваться для связи между армией и флотом при помощи радиотелеграфа.

9 мая траление хорошо продвинулось вперед. Вспомогательный дивизион Свинемюнде с рассветом спустил свои моторные катера, вытралил северный вход, гавань и водное пространство вокруг него, а также проложил фарватер шириной от 400 до 600 м от северного входа до торговой гавани, причем было взорвано много мин. II дивизион тральщиков дополнил сеть фарватеров снаружи гавани, протралив прямой фарватер от заграждения у Бернатена к месту «А».

...Между тем в деле очистки либавского порта были достигнуты большие успехи. 12 мая, один день спустя после ухода отряда контр-адмирала Гопмана с либавского рейда, в Либаву прибыл и вступил в исполнение обязанностей назначенный капитаном порта кап. 1 р. Кутшер, принявший должность от капитана 2 р. Гилебранда. Первая часть задач была почти выполнена: утром 11 мая старший войсковой начальник был извещен, что суда с осадкой до  4 м могут через северные ворота входить в аванпорт. Пароходы обязывались осведомляться о правилах подхода к побережью у командира, стоявшего в Мемеле крейсера «Beowulf». Однако, безопасность от минных заграждений и то подводных лодок, конечно, гарантирована быть не могла.

Немецкие военные транспортные суда в торговом канале Либавы.


Морские сообщения развивались постепенно; вначале имелись для использования только три малых парохода: «Motlau», «Hinderburg» и «Breslau». Для перевозок отдельных лиц и спешных грузов в первые дни высылались миноносцы или сторожевые корабли, которые совершали рейсы Мемель–Либава, Около 20 мая пришли из Данцига задержавшиеся на несколько дней из-за шторма 5 судов, которые были зафрахтованы для армии через посредство отдела морского транспорта морского министерства. Наконец, для сообщения с Либавой была выслана дюжина малых пароходов и буксир с баржами. Они обеспечивали армию продовольствием, боеприпасами и прочим снабжением, доставляя из Кенигсберга орудия, необходимые материалы для восстановления оборудования порта и железной дороги, а в качестве обратного груза брали обнаруженное в Либаве имущество, необходимое в Германии. Назначенная губернатором трофейная комиссия установила наличие значительного количества кожевенных материалов, спирта, жмыхов, дерева, шерсти, мехов и удобрений. В военном порту хранились порядочные запасы бензина, масла, меди, латуни, цинка и резины. Как раз в этих материалах в Германии уже тогда ввиду военных надобностей был сильный недостаток.
Германские транспорты в аванпорту Либавы. Вход во Временную гавань.

Для лучшего использования грузоподъемности пароходов, а также для того чтобы дать возможность крейсерам входить в аванпорт, был углублен и расширен проход между пароходами, затопленными в северном входе, а также фарватеры снаружи и внутри гавани (чертеж 9). Затопленные в канале военной гавани препятствия должны были быть в ближайшее время обследованы и устранены. Суда, расставленные на якорях для обозначения внешнего протраленного фарватера, ввиду опасности от подводных лодок необходимо было заменить буями. Предварительными условиями для выполнения этого были: приведение в годность русских портовых плавучих средств, обеспечение потребностей рабочей команды и сооружение радиотелеграфной и сигнальной станций. Параллельно шли работы по спасанию миноносца V–107. Вызванные из Данцига водолазы и два оставшихся от русских небольших парохода с водоотливными средствами оказались для этого недостаточными. Спасательное судно данцигского порта по неудачному стечению обстоятельств находилось в Свиномюнде, а когда оно пришло в Либаву, начался шторм, который доставил и морским силам много забот. Корпус V–107 получил такие повреждения, что работы по его спасению пришлось прекратить: удовольствовались съемкой одного орудия, торпедных аппаратов, а также могущих быть полезными отдельных предметов, которые и были свезены на берег.

Работы у южных ворот порта.

Капитан порта 20 мая смог сделать некоторые благоприятные сообщения: проход в северных воротах был расширен до 70 м и углублен до 7 м (затонувшая баржа и остатки V–107, вынуждавшие корабли делать при входе трудный поворот, должны были быть еще отведены в сторону); вспомогательный дивизион тральщиков Свинемюнде был занят тралением 600-метрового по ширине фарватера в аванпорте – на глубину в 6,5м; в случае если бы не было обнаружено никаких препятствий, через два дня вход стал бы доступен для легких крейсеров; для авиаматки «Glinder»,использование которой было крайне необходимо для воздушной станции, глубина фарватера была достаточна уже теперь.

Германский флот в аванпорту Либавы. Вид на северные ворота порта со стороны моря.
Из Пиллау пришла землечерпалка; вызванный из Данцига землесос был еще в пути. Подрывная партия и водолазное снабжение, а также соответствующие специалисты были затребованы из Германии. Все было приготовлено для заграждения входа в случае неожиданной эвакуации; необходимо было лишь окончательное указание заграждать ли его только минами или затоплением пароходов. Обстановка наружного фарватера буями была закончена, лоцманская и дозорная служба организованы. На сигнальной станции, установленной в военной гавани на здании управления военного порта, недоставало только прожектора. Подготовлялась установка орудий с V–107 и с S–128 у основания северного мола; армия соорудила полевые укрепления и поставила несколько старых пушек. Охрана с моря ограничивалась дозорной службой, вспомогательными тральщиками и полетами самолетов.
Гидросамолет с авиаматки "Glinder" в аванпорту Либавы.
Гидросамолеты у авиаматки "Glinder" в аванпорту Либавы.
Уже 13 мая два самолета прилетели из Мемеля, и одновременно необходимые материалы и личный состав были привезены на миноносцах. 18-го мая прилетели еще два самолета с авиаматки  «Glinder». Летчики были размещены в русских ангарах. В то время, как сторожевые корабли располагались в непосредственной близости от аванпорта, самолеты производили разведки на расстояние 50 миль (90км) в море.
Мины на пляже Либавы.

Ввиду хорошей погоды работы продолжались успешно. Весь аванпорт был обследован и почти весь промерен. Мины были обнаружены лишь в ограниченном количестве. Приступили к обследованию средних ворот, потому что, судя по картам, только в них был углубленный землечерпалками проход для кораблей с большой осадкой. Ведущий во внутреннюю военную гавань канал был сильно загражден. Вход в него почти полностью был закрыт затопленными: плавучим доком, плавучим краном и пароходом. Одно из крыльев перекинутого через канал моста было оторвано взрывом и обвалилось в воду. Повсюду на дне валялись затопленные малые суда, среди них – старый миноносец и подводная лодка.

Затопленный пароход на входе в Военный канал перед разводным мостом.

Взорванная северная часть разводного моста.


Продолжение в части 2.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments