port-alexandra3 (port_alexandra3) wrote,
port-alexandra3
port_alexandra3

Category:

Часть 3. Авиационная станция в порту императора Александра III 1913-1914 гг.

Начало в Часть 1 и Часть 2

С наступлением зимы, которая в 1913 году была суровой – акватория порта покрылась льдом, полеты прекратились. 1 декабря персонал разобрал наиболее слабые ангары и гидроаэропланы, оставив в готовности два исправных аэроплана, и команда приступила к теоретическим занятиям.

В декабре 1913 года Российский Военно-морской флот принял систему опознавательных знаков для своих самолетов. Над портом Императора Александра III появились аэропланы с Андреевским крестом на нижних плоскостях крыльев. Вдобавок на всех плоскостях стабилизатора черной краской ставился номер отряда и условная литера аппарата, например, «1А», что означало: отряд № 1, аппарат типа «А». Позже за литерой стали проставлять порядковый номер машины этого типа, но убрали номер отряда – ведь обстановка часто вынуждала передавать самолеты из одного отряда в другой. С течением времени опознавательные знаки морской авиации видоизменились, а литеры перекочевали со стабилизатора на борт машины.

По состоянию на 1 января 1914 года в авиации Балтийского флота числилось восемь лётчиков (Александров, Зверев, Кульнев, Лавров, Липгарт, Литвинов, Любицкий, Щербачёв), один инженер по авиационной части, один электротехник, 13 авиационных унтер-офицеров, 39 рядовых; четыре гидросамолёта «С-10», одна летающая лодка «Донне-Левек», один гидросамолёт «Морис Фарман-XI» (в Санкт-Петербурге), один гидросамолёт «Анри Фарман-XVI», миноносец «Поражающий», один моторный катер, две моторные лодки.

В первой половине 1914 года экипаж Либавской авиационной станции продолжал испытывать самолёты и выполнять тренировочные полёты.

В мае порт Императора Александра III потрясло ещё одно небывалое событие – на Авиационную станцию для испытаний прибыл самый большой в России и в мире самолёт «Илья Муромец», ставший первым в мире многомоторным самолётом. В Либаве предстояло испытывать его на воде, в качестве гидроаэроплана.

Работу над многомоторным самолётом конструктор Игорь Сикорский начал ещё осенью 1912 года. Зимой 1912/1913 годов началось строительство первого прообраза многомоторного самолёта на Русско-Балтийском заводе. Сначала Сикорский сделал один небольшой шаг вперёд – сконструировал самолёт на два мотора. После первых полётов оказалось, что двигатели слабее, чем он предполагал, и на уже готовый самолёт пришлось поставить ещё два мотора, тандемом за уже установленными. Так родился прообраз последующих знаменитых гигантов, получивший название «Балтийский Гранд». Самолёт был способен нести значительную нагрузку, в нём было место для нескольких пассажиров. Однако в сентябре, после курьёзной аварии, когда на чудо-самолёт, уже переименованный в «Русский Витязь», стоявший на земле во время демонстрационных полётов упал двигатель с пролетавшего над ним другого аэроплана, ремонтировать его не стали. В мыслях у Сикорского была уже новая модель, с более высокими характеристиками.

Схема гидросамолёта Игоря Сикорского «Илья Муромец», на тот момент первого в мире четырёхмоторного гидросамолёта. Сам самолёт «Илья Муромец» до 1917 года являлся самым крупным в мире летательным аппаратом.

10 декабря 1913 года на Комендантском аэродроме в Петербурге Игорь Сикорский поднял в небо свой следующий самолёт – М22, получивший название «Илья Муромец», а уже 12 декабря первый экземпляр «Ильи Муромца» установил мировой рекорд грузоподъемности, составивший 1290 кг (16 пассажиров и собака). Для того времени это был самолёт-гигант: четыре двигателя, размах крыльев 32 метра, длина фюзеляжа 22 метра. Во время испытаний выяснилось, что «Муромец» может продолжать горизонтальный полёт даже с двумя работающими моторами.

Гидросамолёт «Илья Муромец» в Либаве.

Через неделю в Морской генеральный штаб поступило подписанное директором Русско-Балтийского вагонного завода В. Строгановым письмо следующего содержания: «Правление Акционерного общества Русско-Балтийский завод имеет честь предложить вам большой аппарат нашей системы и постройки «Илья Муромец» на следующих условиях: 1. Аппарат должен быть доставлен в Либаву (порт императора Александра III) не позже 25 февраля 1914 г; 2. Испытания проводятся пилотом завода за страх и риск завода; 3. На аппарате должен быть выполнен один полёт продолжительностью не менее 1,5 часов (нагрузка одна тонна, набрать высоту не менее 800 м, подтвердить безопасность выключения двух моторов с одной стороны); 7. Взлёт с воды должен быть произведен без посторонней помощи, т.е. силами людей, находящихся в аппарате; 11 цена аппарата определяется по счёту 25 000  рублей за каждые 100 л.с.; 12. Помимо других предметов… аппарат снабжается альтиметром, компасом, оборудованием электрического освещения приборов, набором инструментов».

Балтийский флот принял предложение авиастроителей, но затребовал грузоподъёмность в 1000 килограммов. Русско-Балтийский завод ответил – будет 1500. Согласие морского министра было получено. Однако полной уверенности в необходимости самолёта такого типа, как «Илья Муромец», у руководителей морского ведомства не было. Предложение было слишком дорогим.

Планировавшийся на конец февраля 1914 года демонстрационный полёт самолёта «Илья Муромец» в варианте гидросамолёта с модифицированной силовой установкой (два двигателя «Сальмсон мощностью по 200 л.с. и два «Аргуса» по 115 л.с.) пришлось перенести на более позднее время – из-за того, что ангары в Либаве к февралю ещё не были построены и по ряду других причин.

Постановка гидросамолёта Игоря Сикорского «Илья Муромец» на поплавки на Авиационной станции в Либаве.

Первый полёт над акваторией Либавского порта «Илья Муромец» совершил 14 мая 1914 года. За штурвалом сидел сам конструктор – Игорь Сикорский и лётчик авиационной станции лейтенант Григорий Лавров.

Морские летчики-офицеры, откомандированные в Либаву для осмотра новой машины, отметили в отчёте: «Первый гидроплан «Илья Муромец» представляет из себя сухопутный аэроплан, поставленный на поплавки (два центральных и один добавочный под хвостом). Аппарат после небольшого разбега по воде легко взлетел, летал 12 минут и отлично сел. Управляемость на воде хорошая, ибо кроме рулей можно пользоваться разницей оборотов моторов с той и другой стороны».

Интерес флота к новому гидросамолёту был очень велик. Предполагалось поставить по четыре экземпляра Балтийскому и Черноморскому флотам. Несколько ранее, 14 апреля, услышав о постройке «Муромца», представители Великобритании попросили разрешения ознакомиться с ним, но Морской министр им вежливо отказал.

Гидросамолёт Игоря Сикорского «Илья Муромец» у причала на Авиационной станции в Либаве.

Целый месяц «Илья Муромец» взлетал и садился на воду в аванпорту порта Императора Александра III, и не только. Для пробежек по воде с целью испытания двигателей неоднократно использовался и протяжённый канал Военной гавани (известный ныне как Тосмарский канал). Пожалуй, это был единственный самолёт за всю историю авиации в Лиепае, когда самолёт самостоятельно передвигался по этому каналу. (Истории, когда самолёты плавали по нему на плотах, относятся ко времени на пару десятилетий позднее.)

К сожалению, история первого в мире четырёхмоторного гидросамолёта не имела продолжения. Единственный экземпляр «Ильи Муромца» на поплавках погиб при досадных обстоятельствах во время эвакуации Либавской авиационной станции в Кильконд. Самолёт просто был намеренно сожжён своими же лётчиками, находясь на плаву, но это уже другая история.

У его сухопутных собратьев судьба сложилась более счастливо. Всего было построено 85 экземпляров воздушных гигантов, которые летали в российском небе вплоть до 1922 года, в том числе работая на регулярных пассажирских линиях.

Самолёт Сикорского «Илья Муромец» в канале Военной гавани порта Императора Александра III.
Май 1914 года.

На северо-западном берегу острова Эзель (Сааремаа), в бухте Кильконд (Кихельконна), интенсивное строительство авиационной станции 1-го разряда началось все лишь чуть позже, чем в Либаве. Среди пустынного острова, в отдалении от эстонского посёлка, построили целый авиационный городок с железобетонными ангарами, службами, помещениями для офицеров и команды, водопроводом, мастерскими, пристанью и слипами – почти точную копию авиационной станции в Либаве. До лета 1914 года она оставалась пустой – лишь потому, что все самолёты Балтийского флота, которые можно было пересчитать на пальцах одной руки, находились в порту Императора Александра III, и для Кильконда самолётов просто не было. Ближе к лету на флот стали приходить новые лётчики и новые самолёты, в том числе первые российские летающие лодки конструктора Григоровича. Однако жизнь этой авиастанции изменили совсем другие события.

Авиационная станция в бухте Кихельконна (Эстония, остров Сааремаа). Сохранившиеся до наших дней постройки авиационной станции «Кильконд» российского Балтийского флота. Фото 2014 года.

Весной 1914 года мир неуклонно катился к войне. В преддверии грозных событий флот стал скупать практически всю пригодную авиатехнику. И не зря: 19 июля Германия объявила войну России. Опытная авиационная станция порта императора Александра III была вынуждена перебазироваться в Кильконд, где продолжился её славный боевой путь. В мае 1915 года немецкие войска вошли в Либаву.

Май 1915 года. На первом плане германский миноносец «V–107», подорвавшийся на мине в аванпорту Либавы. На берегу видны здания (слева направо): Свято-Никольский Морской собор, Дом Офицерского собрания, Штаб порта, трубы котельной при Манеже и главной электростанции, здание телеграфа, ангары и мастерские Опытной авиационной станции.

Ярополк Доренский

Глеб Юдин

Примечания:

1 РГАВМФ ф. 736 оп. 1 д. 94 л. 280

2 РГАВМФ ф. 736 оп. 1 д. 40 л.272

3 РГАВМФ ф. 928 оп.1 д. 869 л.12-21, ф. 928 оп. 1 д. 870 л. 48

4 РГАВМФ ф. 418 оп. 1 д. 48 л. 370-375

Источники:

Артемьев А. Морская авиация отечества. «Авиация и космонавтика» 2010 г. №№ 7-10,12; 2011 г. №№ 1-2.

Иванов В. Крылья над морем. Как создавалась авиация военно-морского флота России. «Новый Оборонный Заказ. Стратегии» 2013 г. № 3.

Лашков А. Перевернутый полет лейтенанта И.И. Кульнева. К 100-летию первого в мире полета вниз головой на гидросамолете. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11878111@cmsArticle

Петров. Г.Ф. Гидросамолёты и экранопланы России 1910 – 1999. «Русское авиационное общество» РУСАВИА, 2000.

Сто лет самолёту «Илья Муромец». «Авиация и космонавтика».  2013 г. № 12.

Российский государственный архив Военно-морского флота.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments