port-alexandra3 (port_alexandra3) wrote,
port-alexandra3
port_alexandra3

Categories:

Пушки в порту



Эту карту под грифом “Секретно” (май 1906 года) я нашел в Российском государственном архиве военно-морского флота - РГАВМФ. На карте изображены возведенные существующие артиллерийские батареи, возведенные временные батареи и проектируемые (не возведенные) батареи. Во время русско-японской войны ассигнования на строительство либавской крепости и порта императора Александра III были приостановлены. Высшее руководство военных министерств склонялось к мысли о закрытии либавской крепости, как неспособной к обороне Военного порта. В 1907 году такое решение будет принято окончательно. Нам еще предстоит разобраться во всех обстоятельствах этого спорного решения. Но сегодня пойдет речь о распространяемой лиепайскими историками-краеведами информации о том, что на окончаниях молов и волноломов якобы были установлены артиллерийские орудия.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". Издана в 2016 г.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". Издана в 2016 г.


Фото с комментарием из книги Ю.Ракиса "Karostas albums". Издана в 2016 г. (Кстати, на снимке пароход "Estonia"- (Курск), а не "Letonija".


Обратимся к карте 1906 года, составленной на момент фактического окончания строительных работ в либавской крепости.







На северных окончаниях волноломов и южного мола, а также в “углах” северного и южного молов в аванпорту было запланировано возведение артиллерийских батарей, но к моменту ликвидации крепости эти работы не были осуществлены.




В книге немецкого историка Генриха Ролльмана «Война на Балтийском море. Том II», в главах, посвященных операции по захвату Либавы в мае 1915 года, нет ни одного упоминания о каких-либо артиллерийских установках на защитных сооружениях аванпорта.

Северный мол.



Южный мол.


Использование временного железнодорожного полотна при строительстве портовых сооружений можно рассмотреть на примере аналогичных работ при возведении Владивостокского порта.



Локомотив с грузовой платформой. Строительство владивостокского порта.


На оконечностях волноломов и молов с момента постройки были установлены световые навигационные знаки, фундаменты которых, ошибочно принимают за основания артиллерийских орудий.


Оконечность южного мола.



Северная оконечность волнолома у центральных ворот.



Южная оконечность волнолома у центральных ворот.



Оконечность северного мола.

В советские послевоенные годы на оконечностях волноломов располагались дежурные смены для установки бонового заграждения в воротах порта.



Северная оконечность волнолома, где располагалась дежурная смена службы бонового ограждения.

В том, как должны выглядеть артиллерийские батареи, даже самого малого 6”калибра, можно убедиться на сохранившихся до наших дней батареях №1,3 и 6. Фантазии местных историков, конечно, не лишены оснований. Решением, которое могло спасти либавскую крепость от закрытия было бы строительство запланированных современных артиллерийских батарей с вращающимися металлическими броневыми башнями в “углах” волнолома и южного мола - батареи №4 и №5. Именно о них идет речь в документе 1903 года, рассматривающем сравнительные возможности корабельной артиллерии германского флота и береговых батарей либавской крепости не в пользу русского оружия. Но это тема для специального материала, посвященного Либавской крепости.


Из отчета Главного инспектора артиллерии "По вопросу о возможности германскому флоту бомбардировать Либавский порт". Январь 1903 год.
Продолжение следует

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments