port-alexandra3 (port_alexandra3) wrote,
port-alexandra3
port_alexandra3

Category:

Рига против Либавы. 1906 год

Продолжая тему трагической судьбы порта императора Александра III - очередной обзор заказных статей в прессе 1906 года.
Статья "Предстоящее улучшение портов" в газете "Вестник Либавы" от 15 декабря 1906 года.





Предстоящее улучшение портов

«Как уже несколько раз отмечалось  в «Вестнике Либавы»,  в Совете по делам торгового мореплавания предположены в ближайшем будущем, работы по улучшению торговых портов. Основою улучшения поставлено углубление портов, дабы суда большой вместимости, а значит и осадки, могли входить  в эти порты, способствуя тем понижению  фрахтов на отпуск наших грузов.
Отмечена была также статья г-на Крамера в «С. Петербургских Ведомостях», в который впервые открыт был поход против Либавы  в пользу Риги.
Теперь перед нами опять две статьи защитников Рижского порта за счёт Либавского, а именно, статья г-на Крылова в журнале «Русское  Судоходство» перепечатанная в газете «Котлин», трактующая о преимуществах Рижского порта в торговом отношения, и статья в  «Rig. Rund.»,  касающаяся того же вопроса стратегическом отношении.
Начнем сегодняшний обзор со статьи «Rig. Rund.»,  как менее обстоятельной. Немецкая газета заявляет, что порт  императора Александра III не защищен с моря заливами или островами и поэтому легко доступен для рекогносцировок с воздухоплавательных кораблей. Эллинги и доки в Либаве  доступны неприятельскому огню;  вследствие же близости Либавы к германской границе наша крепость будто бы не имеет существенного значения. Ввиду этого,  немецкая газета рекомендует перенести военный порт из Либавы  на остров Эзель.
О недостатках и преимуществах порта императора Александра III написано было уже очень много, и нам остается только говорить о Либаве, как о крепости. Чтобы оценить всю пользу и важность Либавы как крепости. Чтобы оценить всю пользу и важность Либавы как крепости, надо вспомнить, что все стратегические расчеты, составленные на случай войны с нашими западными соседями, основаны на том сопротивлении, которое встретят наступающие войска неприятеля со стороны наших крепостей. Всем известно, что благодаря нашим путям сообщения, наша мобилизация даже на бумаге значительно запаздывает, и нам нужно время, чтобы собраться с силами под прикрытием крепостей.
Значение крепостей вообще и Либавы в частности, и тем более Либавы, в том, что она находится у порога сильнейшего государства, и в этом сила порта императора Александра III – в связи с крепостью. Немецкая газета касается силы Либавской крепости и забывает недавний урок под Порт-Артуром, который доказал, что крепость сильна духом своих защитников, знающих в совершенстве свое дело и умеющих пользоваться данным им оружием.
Статья «Русского Судоходства» основана на цифрах и тут, к сожалению, приходится констатировать, г-н Крылов преднамеренно подобрал цифры в пользу Риги и во вред Либаве. Г-н Крылов говорит, что для Балтийского моря в первую очередь углубления постановлены: Либаве, Виндаве и Петербургу, но Рига почему-то в эту очередь не попала. Между тем, если по отпуску зерновых хлебов Либава почти равняется с Ригой, то по отпуску других товаров Либавский порт далеко отстал от Рижского.
Например, за последние годы лён, пенька и пакля через рижский порт шли в количестве 6,200 тыс. пудов в год, а через либавский порт только 300 тыс. пудов. Кож отправилось через Ригу 450 тыс. пудов, а через Либаву 80 тыс. Масла коровьего через Ригу шло 1,300 тыс. пудов, а через Либаву 200 тыс. в год. Яиц через Ригу 1,5 милл. Штук, а через Либаву менее 100 тыс. штук.
Если же сравнить отпуск лесного материала, то Рига совершенно затмевает Либаву. Так, из Риги бревен идет на 200,000 руб. в год, из Либавы же таких отправок почти не отмечалось. Брусьев Рига отправляет на 2,5 милл. Рублей, Либава только на 350,000 рублей; доски. Шпалы и другой мелкий лес идут из Риги на 12 милл. Рублей, а из Либавы только на 1,2 миллиона, то есть в десять раз меньше.



Не приводя доводов о том, сколько зимних месяцев Рига закрыта для торговли, и что Либавский порт судоходен целый год, перейдем сейчас к цифрам. Условно допуская верность цифр г-на Крылова о рижской торговле, необходимо указать на неправильность его цифр, касающихся Либавы. У нас под рукой официальная статистика Либавского Биржевого Комитета за 1905 год. Из него видно, например, что кож вывезено через Либавский порт не 80 , а 258 тыс. пудов. Яиц не 100, а 142 тыс. штук. В таком же роде перетасованы почти все цифры. Из обзора внешней торговли России за 1900 год видно, что через Рижскую главную складскую таможню вывезено товаров на 60,5 милл.рублей, а через Либавскую таможню на 828 тыс.рублей. К этому нужно прибавить, что в Финляндию вывезено через Рижский порт на 271 тыс.рублей, а через Либавский на 3,3 милл.рублей и в итоге получаем, что оба порта уже в 1900 году стояли почти на одинаковой сумме. За последние пять лет цифры сильно изменились в пользу Либавы, чему доказательствами служит особенно поднявшийся вывоз из Либавы лесных материалов.
Главными доводами для углубления Рижского порта г-н Крылов выставляет предстоящее соединение Риги с донецким угольным бассейном (Донбассом – Л.В) и наличие в Риге верфей. Г-н Крылов утверждает, что углублением рижского порта якобы достигаются не только коммерческие, но и военные выгоды – Либава и Виндава легко могут быть блокированы, блокада же Риги всегда будет затруднена со стороны Домеснеса (мыс Колка) и Моонзунда с его островами и проливами, удобными для движения миноносцев. Что же касается бомбардировки Рижского порта, то с моря он защищен крепостью в Усть-Двинске, а расстояние от моря до стоянки судов у Риги для современных орудий совершенно недосягаемо.
Как соединение водным путем Риги с Херсоном, так и углубление Рижского порта до 27 футов (8 метров) глубины может быть окончено не ранее, как через десять лет. Поэтому, при скудости средств и установлении постепенности осуществления  планов, нельзя Ригу предпочесть Либаве, где работы по углублению порта не так велики и могут быть окончены в более короткий срок.
Заканчивая обзор, нельзя не обратить внимания на ту интенсивность и систематичность, с которой появляются подобные статьи, отстаивающие интересы Рижского порта. А Либава тем временем … спит и спит».

А.Р.


 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments