port-alexandra3 (port_alexandra3) wrote,
port-alexandra3
port_alexandra3

Categories:

Как собирали пожертвования на церковь в Новой Либаве. 1903-1906 гг.

Все православные храмы строились, строятся и будут строиться на пожертвования. Вот как объясняет значение слова Пожертвование толковый словарь Ожегова:
Пожертвование - Дар, взнос, сделанный в пользу какого-либо лица или учреждения. Устаревшее значение - Добровольный отказ от своих удобств, выгод и т.п.; самопожертвование.
Есть ли разница между современным - даром и взносом, и устаревшим понятием - добровольного отказа от удобств и выгод, то есть - самопожертвования?
Безболезненно поделиться лишним или пожертвовать часть, кажущегося сегодня необходимым для себя - сделать подарок или совершить подвиг самопожертвования - каждый решает сам.

Церковь святителя Алексия митрополита московского в Новой Либаве строилась в основном на пожертвования служащих либаво-роменской железной дороги, но в сборе средств на храм принимало участие все население города. Посмотрим на жизнь и состояние православных храмов Либавы конца 19 - начала 20 века глазами человека того времени. Эта небольшая статья была опубликована в газете «Либавский вестник» в 1903 году.
«К вопросу о постройке православных храмов в Либаве:
Пасха, Рождество Христово и другие двунадесятые праздники наглядно показывают, – насколько православное население Либавы нуждается в храмах. Такой тесноты, давки и вследствие этого безобразий, происходящих внутри церкви, например, во время пасхальной заутрени – трудно себе представить: лезут чуть не друг на друга, кричат; не только попасть в церковь, но и выйти из неё вошедшему раньше почти не представляется возможности. Такое положение вещей особенно нехорошо уже потому, что в церкви набирается очень много иноверцев, привлекаемых торжественностью и красотою православного богослужения, на которых зрелище такого беспорядка не может производить особенно благоприятного впечатления. Следить в это время за порядком в церкви и некому, и времени нет, и потому каждый поступает по своему разумению. (..)
Недостаток в православных церквах давно признан не только населением, но и правительством, как светским, так и духовным. Лучшие люди Либавы много потратили сил и материальных средств, а также нравственного воздействия на дело построения новых храмов; испрошены были, где следует, разрешения на сбор пожертвований, рассылались в бесчисленном количестве по всей России воззвания и суммы стекались в Либаву со всех сторон. Проектировали к постройке два храма: один – величественный храм-памятник Царю Миротворцу Александру III, как создателю в Либаве военного порта и крепости, и другой – приходский храм для Новой Либавы.
На свете всё превратно; под этот закон подпали, очевидно, все лица, которые с таким усердием когда-то пропагандировали мысль о создании в Либаве православных храмов. Вероятно, дело это переживает теперь канцелярский период, покрытый тайной неизвестности: где-нибудь, что-нибудь пишут, запрашивают, просят. Здесь же у нас чувствуется полное охлаждение к этому прекрасному делу. Как ни грустно, факт этот должен быть констатирован.
Охлаждение настолько велико, что в настоящее время уже нигде не услышишь даже словечка о былых планах, как будто самая мысль о постройке храмов в Либаве отошла в область давно забытых преданий. Да оно так и будет в самом непродолжительном времени: постоянно изменяющийся состав православного населения города этому поможет; бывшие деятели уезжают, а новым ничего не известно. Надо быть очень убеждённым человеком, чтобы ратовать в таком вопросе, который может касаться только вскользь на самое короткое время, тем более, что осуществление проекта ничем не выражается и как будто находится под сомнением. Другое дело, если бы производилась постройка, когда всякий мог бы ощущать плоды своих жертв, если бы добрые порывы поддерживались в постоянном напряжении; каждый, смотря на сооружение, осознавал себя участником в хорошем деле, тогда, наверное, не осталось бы и тени того равнодушия, какое мы замечаем теперь в наших православных людях.
Между тем имеются 125 тысяч рублей, сумма хотя и не вполне достаточная, но тем не менее, такая, что возможно было бы приступить к постройке, а начатый храм ещё нигде в России не оставался неоконченным. Теперь же деньги лежат, новых сборов не делается, и о постройке никто не заботится. Только и приходится с завистью посматривать издали на оканчивающийся постройкой Морской Собор в порте Императора Александра III, увы, недоступный для городских обывателей. В таком положении стоит дело в постройке обоих проектированных храмов, положении ненормальном, доказывающем нашу инертность и общую черту русского человека – неспособность кончить раз начатое дело, если только встретятся какие-то преграды. Поневоле приходится сказать вместе с поэтом: «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано!»


Газета “Либавский Вестник” 1903 год
Строительство Алексеевской церкви было завершено в 1907 г. Газета “Вестник Либавы” рассказывает о сборе средств на храм в 1906 году.

Газета “Вестник Либавы” 1906 год
Сегодня в Лиепае восстанавливается церковь святителя Петра митрополита московского на Северном кладбище. Будем надеяться, что строки статьи из газеты “Либавский Вестник” 1903 года не повторяться, и через столетие на станут молчаливым укором современной Лиепае.
“...Охлаждение настолько велико, что в настоящее время уже нигде не услышишь даже словечка о былых планах, как будто самая мысль о постройке храмов в Либаве отошла в область давно забытых преданий...”
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments