port-alexandra3 (port_alexandra3) wrote,
port-alexandra3
port_alexandra3

Categories:

Размышления о латышской истории - 1910 год




Газета «Вестник Либавы». Февраль 1910 года




"История латышского народа
Латышскими газетами ведётся усиленная пропаганда собирания материалов для будущей «Латышской истории». Так, в «Dsihwe» автор статьи «Подготовительные работы для латышской истории», советует всем интересующимся этим вопросом, собрать всё относящееся к упомянутой истории. Автор не считает достойной подражания так называемую «династическую» историю других народов. Он надеется, что придет время, когда и другие народы перестанут считать узкую «династическую» историю, историей народа. По его мнению, латышам надо описывать в истории «символическую, типическую, конвенциональную, индивидуальную, субъективную и нравственную жизнь народа» (буквально по тексту). Не правда ли, как глубоко!
Для этой благой цели и надо собирать материалы. Только после накопления материалов, латыши будут в состоянии написать свою историю. «В отношении разработки имеющегося материала, уже работают латышские историки».
Однако, в чем же проявляется эта работа? Какой «материал» разрабатывают эти историки? До сих пор, даже не разобран ценнейший материал древне-латышской истории народные песни, сказки, пословицы, загадки. Имеются ценные собрания материалов, как то: «Собрания латышских народных песен» Барона и Виссендорфа, содержащие в себе более 40.000 различных народных песен; «Сборник латышских сказок» Лерха Пушкайтиса (10 томов) и т.д. Почему этот материал не разработан? Есть ли хоть одна основательная критика (или разбор) названных сочинений?
Зачем искать новые источники, пока не приведены в порядок старые? И притом, нам странной кажется идея игнорирования личностей и сосредоточения на толпе. Ведь жизнь толпы тесно связана с деятельностью отдельных лиц?..."


_________

Статья по теме  с сайта Национального музея  истории Латвии


Латыши во второй половине 19-го века и в начале  20-го века: национальное самосознание, культура и общественная жизнь

19-ый век на территории Латвии был временем разнообразных новшеств. Крепостные стали свободными крестьянами, вместе разделения людей на привилегированных и непривилегированных постепенно последовало уравнение сословных прав (эмансипация). Важной частью процесса модернизации было латышское национальное движение («Национальное пробуждение») и возникновение латышской нации. В новых экономических и социальных обстоятельствах принадлежавшие к крестьянскому сословию получили новую уверенность в себе. Латыши из этнической общности (народности) стали нацией (народом). Национальное самосознание было многогранным – включало в себя язык, социальную принадлежность, понимание об истории народа, территории, общности культурной и общественной жизни, целях на будущее. Рождалось современное общество, экономика и культурная среда, существовавшая на территории Латвии и в 20-ом веке.
Становление латышей как нации происходило при различных обстоятельствах и в длительное время. На это влияли управленческие и экономические реформы на территории Латвии и события, характерные всей Европе – изменения в технологиях и в распространении информации, появление новых политических движений, участие широких слоев населения в общественной жизни. В 19-ом веке вся территория Латвии была частью Российской империи, но достигнутые остзейским дворянством успехи в сохранении автономии Балтии предопределяли сравнительно слабое влияние российского правительства вплоть до конца 19-го века, когда была реформирована система управления в Балтии и расширено употребление русского языка. Изначальные требования и политическая позиция латышского национального движения формировались в условиях разногласий между остзейским дворянством и центральном управлением Российской империи. В надежде на уменьшение роли остзейцев латышские общественные деятели в середине 19-го века поддержали политику централизации Российской империи и реформы, которые ущемили права автономии остзейского дворянства. В конце 19-го века, когда русификация коснулась системы образования и общественную жизнь, стала влиять на старания укрепить латышский язык и культуру, отношение к политике центральной власти в Балтии стало более критичным. Автономия Балтии в 18-19-ом веке имела большое значение в сохранении местных особенностей и в поощрении и поддержании ориентации на западноевропейскую культуру. Это прямо влияло и на культурные ценности латышской нации.
Формирование латышской нации, как и на других территориях Центральной и Восточной Европы, было результатом национального движения, начатого образованными латышами. В первой половине 19-го века увеличился объем опубликованной на латышском языке информации, развивалась светская литература, печатались первые газеты, укрепилась сеть сельских школ. Дети крестьян все чаще поступали в средние и высшие учебные заведения. Латышские студенты в Дерптском (Тартуском) университете в 50-е годы 19-го века организовывали вечера дискуссий, призывали изучать и уважать латышский язык, историю; в кругах остзейских немцев этих активистов иронически называли «младолатышами», таким образом проводя параллели с национальными движениями в Европе. Наиболее ярким достижением младолатышей в 60-e годы   19-го века было издание газеты «Петербургac Авизес» («Петербургская газета»), создателями которой были Кришьянис Валдемарс, Юрис Алунанс и Кришьянис Баронс. Газета критически отражала ситуацию в Балтии, поощряла полную самоуважения точку зрения на способности латышей, богатство их культуры и языка.
Со временем число активистов национального движения, их аудитория и направления деятельности расширялись. Начиная с 60-х годов 19-го века, значительно увеличилось разнообразие латышской общественной жизни, развивалась культурная жизнь и издательская деятельность на латышском языке. Во второй половине 19-го века новое поколение образованных латышей положило начало национальному искусству и музыке, собиранию и изучению фольклора, материального и нематериального наследия, деятельности в других областях. Латышская культурная и общественная жизнь развивалась постепенно, но уже на рубеже 20-го века, образовалась национальная литература и книгопечатание, музыка, искусство, были сформированы важные вопросы в сфере гуманитарных наук, особенно в лингвистике и истории. В рамках национального движения были основаны новые традиции, из которых самая яркая – Праздник песни.
Поворотным моментом для латышского общества была революция 1905-го года. Первоначально под влиянием внешних обстоятельств, революция получила широкую поддержку среди латышей. Ход революции, сформирование интересов латышей, а также суровое подавление волнений способствовало политическим дискуссиям, появлению различных политических направлений в латышском обществе. После революции часть латышского общества лишилась иллюзий о политическом режиме царской России и его целях.
В начале латышского национального движения в 50-х годы 19-го века и позже, конкретные политические цели в отношении будущего территории Латвии не были обозначены. Тем не менее, формирование латышской нации в 19-ом веке, уходящее корнями в латышскую этническую общность, предопределило возможность образования в 1918 году Латвийской Республики с ценностями и идеологией, защищаемыми молодым государством.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments