port_alexandra3

Categories:

Станция гидроавиации в Либаве. Фотографии 1913-1940

Авиационная станция в Порту имп. Александра III, возведенная в 1913 году просуществовала менее года и  была эвакуирована в августе 1914-го на остров Эзель (Сааремаа) в бухту Кильконд сразу после начала войны.

1913-1914

1913 г. Либава, Аванпорт. Гидросамолет Farman
1913 г. Либава, Аванпорт. Гидросамолет Farman
2018 г. Это место сегодня
2018 г. Это место сегодня
1913 г. Либава, Аванпорт. Гидросамолет Farman
1913 г. Либава, Аванпорт. Гидросамолет Farman
1914 г. Либава. Гидросамолет С-10
1914 г. Либава. Гидросамолет С-10
1914 г. Либава. Гидросамолет С-10
1914 г. Либава. Гидросамолет С-10

 Весной 1914 года в Порту имп. Александра III испытывался первый в мире 4-х моторный гидросамолет, построенный авиаконструктором Игорем Сикорским на базе самолета «Илья Муромец».

1914 г. Испытания гидросамолета  "Илья Муромец" в Портовом канале Порта имп. Александра III
1914 г. Испытания гидросамолета "Илья Муромец" в Портовом канале Порта имп. Александра III
1914 г. Испытания гидросамолета  "Илья Муромец" в Портовом канале Порта имп. Александра III
1914 г. Испытания гидросамолета "Илья Муромец" в Портовом канале Порта имп. Александра III
1914 г. Испытания гидросамолета  "Илья Муромец" в Порту имп. Александра III
1914 г. Испытания гидросамолета "Илья Муромец" в Порту имп. Александра III

Фотография приведенная ниже до сих пор не идентифицирована в российских источниках по местоположению. Могу с уверенностью сказать, что на снимке канал Порта имп. Александра III. 

1914 г. Испытания гидросамолета  "Илья Муромец" в Порту имп. Александра III
1914 г. Испытания гидросамолета "Илья Муромец" в Порту имп. Александра III
Место, где базировался гидросамолет "Илья Муромец". Фото 1916 года
Место, где базировался гидросамолет "Илья Муромец". Фото 1916 года
Место, где базировался гидросамолет "Илья Муромец". Фото 1945 года
Место, где базировался гидросамолет "Илья Муромец". Фото 1945 года

«Илья Муромец» базировался в Портовом канале. Возможно, размеры самолета не позволяли доставить его на причал гидроавиационной станции в аванпорту, но, возможно, Сикорский избрал для испытаний Портовый канал из-за более длинной, чем в аванпорту, взлётной прямой. Самолет был тяжел и требовал долгого «разбега».

Карта 1916 года. "Синим" обозначена станция гидроавиации в аванпорту. "Зелёным" - место базирования "Ильи Муромца" в Портовом канале.
Карта 1916 года. "Синим" обозначена станция гидроавиации в аванпорту. "Зелёным" - место базирования "Ильи Муромца" в Портовом канале.
Фото 195-16 гг. Перемещенная из Либавы станция гидроавиации на острове Эззель в бухте Кильконд
Фото 195-16 гг. Перемещенная из Либавы станция гидроавиации на острове Эззель в бухте Кильконд
Фото 195-16 гг. Перемещенная из Либавы станция гидроавиации на острове Эззель в бухте Кильконд
Фото 195-16 гг. Перемещенная из Либавы станция гидроавиации на острове Эззель в бухте Кильконд
Фото 1916г. Мичман Корольков на гидросамолете FBA. Острове Эзель, Кильконд
Фото 1916г. Мичман Корольков на гидросамолете FBA. Острове Эзель, Кильконд


1915-1917

В мае 1915 года германские войска заняли Либаву и принялись за освоение военной инфраструктуры военного порта, оставленной русской армией практически в полной сохранности. Станция гидроавиации на берегу аванпорта продолжила свое существование под германским флагом.

Фото аэросъемки. Май 1917.  Станция гидроавиации в аванпорту Либавы
Фото аэросъемки. Май 1917. Станция гидроавиации в аванпорту Либавы
Фото 1915-17 гг. Германский гидросамолет в аванпорту Либавы
Фото 1915-17 гг. Германский гидросамолет в аванпорту Либавы
Фото 1915-17 гг. Германский обслуживающий персонал гидроавиационной станции в аванпорту Либавы
Фото 1915-17 гг. Германский обслуживающий персонал гидроавиационной станции в аванпорту Либавы
Фото 1915-17 гг. Германский гидросамолет на причале станции
Фото 1915-17 гг. Германский гидросамолет на причале станции
Фото 1915-17 гг. Германский гидросамолет в аванпорту Либавы. Снимок сделан с причала станции
Фото 1915-17 гг. Германский гидросамолет в аванпорту Либавы. Снимок сделан с причала станции
Фото 1915-17 гг. Причалы  гидроавиационной станции в аванпорту Либавы
Фото 1915-17 гг. Причалы гидроавиационной станции в аванпорту Либавы

Ниже заслуживающий особого внимания снимок. На фотографии, сделанной в аванпорту (на заднем плане Северный мол) гидросамолёт FBA с русскими опознавательными знаками на буксире немецкого катера поддержки и сопровождения полётов.

Фото 1915-16 гг. Гидросамолёт FBA с русскими опознавательными знаками и немецкий катер сопровождения полётов в аванпорту Либавы
Фото 1915-16 гг. Гидросамолёт FBA с русскими опознавательными знаками и немецкий катер сопровождения полётов в аванпорту Либавы

 Можно предположить, что неисправный гидросамолет FBA был оставлен русскими летчиками в ангаре станции и немцами были осуществлены попытки его восстановления.

Фотографии, приведенные выше, с нанесёнными водяными знаками «Либавский Вестник», были приобретены одним лотом на ebay и публикуются впервые.


1919-1940

Станция гидроавиации в Либавском порту, благополучно пережившая Первую мировую войну, досталась по наследству, как и все остальное, молодой латвийской республике. 

В статье Я. Доренского «Эпоха расцвета морской авиации в Лиепае» подробно рассказывается о тернистом пути латвийских морских лётчиков. Дополним материал Ярополка малоизвестными фотографиями.

P.S.

1990

Фото 1990 г. Один из ангаров бывшей станции гидроавиации
Фото 1990 г. Один из ангаров бывшей станции гидроавиации

1976

Фото 1976 года. Портовый канал. Место на противоположном берегу, где в 1914 г. базировался гидросамолёт "Илья Муромец"
Фото 1976 года. Портовый канал. Место на противоположном берегу, где в 1914 г. базировался гидросамолёт "Илья Муромец"

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.