Categories:

Порт императора Александра III (1890-1915)

В северной части г. Лиепая (Либава до 1918 г.) расположен уникальный исторический объект - бывшая главная военно-морская база Российской империи - порт императора Александра III, построенный в 1890-1904 гг. в семи километрах от Либавы. К моменту завершения строительства  новый военный порт представлял из себя отдельный город с автономной инфраструктурой, в который входили: гидротехнические сооружения, комплекс жилых и общественных зданий, госпитальный комплекс, казарменный, первый в России учебный центр подводного плавания, адмиралтейство с мастерскими и доками. Для защиты военной базы и города Либавы были возведены фортификационные укрепления - либавская крепость.

Большинство сооружений, зданий и фортов крепости сохранились до наших дней, но постепенно разрушается временем. Часть зданий была снесена новой властью после обретения Латвией независимости. В планах самоуправления Лиепаи снос комплекса казарменных зданий и ветхих зданий офицерских флигелей.  

К концу XIX века Россия обладала на Балтике только одним пунктом снабжения, ремонта и стоянки флота - Кронштадтом. Замерзающий Финский залив делал невозможным выход кораблей в Балтийское море зимой. Навигационная кампания начиналась в апреле и заканчивалась в октябре. Большую часть года флот простаивал. Для престижа страны, охраны своих берегов и выхода в океан в любое время года остро стала необходимость выбора нового места базирования флота. Рассматривались акватории Ревеля (Таллин), Виндавы (Вентспилс) и Либавы. Как незамерзающий порт, более всего подходила Либава, но и она же была ближе всего к границе с Восточной Пруссией (80 км) - вероятному противнику в возможной европейской войне и главному конкуренту на Балтике. Несмотря на огромную стоимость гидротехнических работ - акваторию военного порта по плану приходилось строить "с нуля", на открытом берегу моря, предпочтение было отдано Либаве.

Место для строительства новой военно-морской базы было выбрано и утверждено императором Александром III. Еще на стадии утверждения группа политиков и адмиралов флота, одновременно лоббируя интересы строительных фирм в Ревеле, пыталась повлиять на Александра III, доказывая, что устройство главной базы флота вблизи германской границы создаст напряжение в международных отношениях и в случае войны будет грозить быстрым захватом Германией города и военного порта.

В советское время историками и военными высказывалось мнение, что выбор Либавы в качестве базы флота был глупым, необдуманным решением, которое и привело в последствии (1908-1910гг) к ликвидации либавской крепости и прекращению субсидирования Порта имп. Александра III. Такое же мнение бытует и сегодня.  

Скоропостижная кончина Александра III в 1894 году положила конец сильной, мудрой политике России на международной арене, когда с мнением, интересами и пожеланиями Российской империи считался весь мир.

Выбирая Либаву для строительства новой военно-морской базы, царь Александр III руководствовался русскими национальными интересами, демонстрируя Европе непреклонное стремление в укреплении армии и флота, укреплении своих границ и влияния в регионе. Строительство Военного порта в Либаве было ответом Германии на сооружение Кильского канала ( до 1948 г. Канал кайзера Вильгельма), соединившего Северное и Балтийское море и позволившего проводить через него в обход датских проливов крупные морские силы.

Неудачная война с Японией, гибель в Цусимском сражении главных сил флота, революция 1905 года вынудили Николая II пойти на либеральные уступки и политические реформы. В 1912 году  принимается спорный, если не сказать, странный  Мобилизационный план, по которому крепость и Порт имп. Александра III подлежали немедленной эвакуации и разоружению в случае вступлении России в европейскую войну. 2 августа 1914 года, сразу после начала войны этот план начал выполняться.   

Первыми ушли миноносцы Минной дивизии. Лодки и оборудование Учебного отряда подводного плавания перебазированы в Ревель. На остров Сааремаа в бухту Кильконд – Первый отряд гидроавиации. Крепостные сооружения начли взрывать уже 2 августа с началом первого обстрела Либавы крейсерами «Аугсбург» и «Магдебург». В Либаве был оставлен гарнизон, который должен был в случае угрозы захвата города произвести разрушение оставшихся военных объектов и мостов. В задачи этого гарнизона не входила оборона и удержание города любой ценой. Защитники Либавы в мае 1915 года прикрывали своим противостоянием, наступающим германским частям, последние работы по разрушению военной инфраструктуры.

По тому же пресловутому Мобилизационному плану 1912 года Балтийский Флот должен был в случае начала войны в Европе перейти в подчинение сухопутному генеральному штабу и обеспечивать оборону столицы – Санкт-Петербурга, запирая себя в Финском заливе у Главной позиции и отказываясь от активной роли в войне на море. Именно этим объясняется оставление Либавы русскими войсками практически без боя. В свою очередь, вызывает удивление нерешительность и неосведомленность германского командования – расположенная в 80 км от прусской границы, Либава стала беззащитной с первых дней войны и представляла легкую добычу для противника в течение длительного времени.  

После захвата Либавы в мае 1915 года в планы германского командования не входило удержание города и военного порта. Ставка опасалась ответного контрудара русской армии и флота, боялась восстанавливать и удерживать захваченный вблизи линии фронта, порт. Предполагалось в короткие сроки вывезти ценные материалы и оборудование, после чего разрушить инфраструктуру и военные объекты, заблокировать входы в аванпорт и покинуть Либаву. И только настойчивость командующего морскими силами Балтийского флота Германии сына Вильгейма II принца Адальберта позволила пересмотреть план и принять решение закрепиться в Либаве и сделать ее базой германского флота и плацдармом для будущих десантных операций.

Этот пример показывает необоснованность  заявлений историков об ошибочности выбора Александром III Либавы, как места строительства военно-морской базы и крепости.  

Ликвидация крепости в 1908 году было проявлением слабости и недальновидности политики царя Николая II, а Мобилизационный план 1912 года  вызывает в лучшем случае недоумение.

Судьбу Порта императора Александра III поистине можно назвать трагической. Построенный в рекордные сроки с применением новейших технологий того времени, богатый архитектурно и технически, новый военный порт был через несколько лет забыт, а крепость ликвидирована.  

Значимые объекты Военного порта:

- Учебный отряд подводного плавания

- Станция Первого отряда гидроавиации

- Адмиралтейство/доки

- Госпитальный район

- Офицерские флигели

- Морское собрание (1906)

- Морской Никольский собор (1903) - место молебна перед отправлением 2-ой Тихоокеанской эскадры к.-адмирала Рожественского.

- Разводной мост через портовый канал (1906)

- Гимнастический манеж (1904)

- Форты либавской крепости (1898-1908)

- Артиллерийские склады (1898-1901)


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.