Categories:

Почему исчезают форты

Форты Батареи №3. 2019 г.
Форты Батареи №3. 2019 г.

Лиепайчане и гости города любят приезжать на старые форты. Для одних — это прогулки по живописным местам с возможностью сделать эффектное сэлфи на фоне рухнувших в море камней. Для других — встречи с печальной историей... 

Бытует мнение, что прибрежные форты либавской крепости в северной части города были когда-то взорваны. Но это не так. Попробуем разобраться.

Окончательное решение о строительстве военного порта в Либаве и сооружении для его обороны крепостных сооружений было принято в январе 1890 года (подробнее здесь). Через 18 лет, в 1908 году, когда большая часть фортов Либавской крепости была построена и вооружена, а порт имп. Александра III был готов стать, как и планировалось, главной базой Балтийского флота, принимается противоположное решение о ликвидации крепости и придании Военному порту статуса временной базы минного флота (Минная дивизия). Причины столь странного решения достойны отдельного глубокого исследования, главная из которых — слабость тогдашней власти.

В 1912 году  принимается спорный, если не сказать, странный  Мобилизационный план, по которому сухопутные части гарнизона, Порт имп. Александра III подлежали немедленной эвакуации в случае вступлении России в европейскую войну. 2 августа 1914 года, сразу после начала войны этот план начал выполняться.  

Первыми ушли миноносцы Минной дивизии. Лодки и оборудование Учебного отряда подводного плавания перебазированы в Ревель. На остров Сааремаа в бухту Кильконд – Первый отряд гидроавиации. Военные объекты начали взрывать уже 2 августа с началом первого обстрела Либавы крейсерами «Аугсбург» и «Магдебург». В Либаве был оставлен гарнизон (под командованием контр-адмирала Загорянского-Кисель — командир порта имп. Александра III с 1911 г. по конец 1914 г., в 1915 году —  генерал-майор Форсель), который должен был в случае угрозы захвата города произвести разрушение оставшихся военных объектов и мостов. В задачи этого гарнизона не входила оборона и удержание города любой ценой. Защитники Либавы в мае 1915 года прикрывали своим противостоянием, наступающим германским частям, последние работы по разрушению военной инфраструктуры.

Так были ли взорваны форты?

Сегодня трудно сказать, чем руководствовались оба ответственных за разрушение военных объектов командира, оставляя Либаву и Военный порт немцам практически в полной сохранности. Были взорваны лишь два пороховых склада, северная часть разводного моста и батопорты (запорные металлические ворота) сухих доков (переправа через канал была налажена немцами через несколько недель, а батопорты изготовлены на месте в ремонтных мастерских к концу 1915 года).  Вся остальная инфраструктура, включая крепостные сооружения, станцию гидроавиции, казармы, цеха судоремотных мастерских и оборудование причалов подводных лодок остались нетронутыми. После эвакуации в Архангельск (новое место дислокации либавского флотского полуэкипажа) против генерал-майора Форселя были выдвинуты серьезные обвинения (почитайте, очень интересно).

 Так почему форты Батареи №3 и №1 уже десятки лет выглядят разрушенными, как после мощного взрыва? Все дело в течении.

Форты Батареи №3. Вид на юг. Вдалеке Северный мол. 2019г.
Форты Батареи №3. Вид на юг. Вдалеке Северный мол. 2019г.

 Лиепая омывается сильным  морским течением, движущемся вдоль берега, с юга на север. Встречая препятствие в виде южного мола, оно «отталкивается», меняет направление и отклоняется к западу. В свое время за северным молом, выдающимся в сторону моря на 2 километра, возникает зона разряжения — низкого давления среды, создавая предпосылки для возникновения эффекта эжектора (старшее поколение помнит насадки на литровые банки для побелки стен и потолка при помощи пылесоса — это и есть эжектор).

За северным молом отклонившееся в сторону моря течение увлекает, «засасывает», водные массы у берега, которые в свою очередь  «тянут»  за собой прибрежный песок, размывая при этом берег. 

На плане 1892 года запечатлены воздвигнутые к тому моменту: Временная гавань (обозначена литерой «А»), волноломы и Северный мол (канал Военного порта начали рыть в 1893 г.) У Северного мола хорошо видна «старая», первозданная береговая черта — обведена красным, которая находится на одной линии с берегом аванпорта.

На карте 1920-х гг. (внизу) берег у основания Северного мола через 30 лет уже изрядно «съеден» водой.

Карта Военного порта. 1920-е гг
Карта Военного порта. 1920-е гг

Береговая черта между северным молом и очистными сооружениями уменьшилась за последние сто лет примерно на 60-80 метров. В конце 90-х годов XIX века, в момент строительства фортов, на том месте, где сейчас плещутся волны, пролегала крепостная железная дорога.

Батарея №3. Вид на север. 2019г.
Батарея №3. Вид на север. 2019г.

Чтобы лучше понять масштаб и силу разрушительного  воздействия этого явления, снова обратимся к карте 1920-х годов и современному снимку местности.

Красным на карте отмечена сегодняшняя примерная береговая линия. В синем круге «залив» на северной оконечности Батареи №3.

Залив на северной оконечности Батареи №3. 2019 год
Залив на северной оконечности Батареи №3. 2019 год

На снимке сверху красная линия обозначает примерную береговую черту существовавшую на момент закладки крепости.

Специфичная для Лиепаи эрозии берега ускоряется под влиянием свирепствующих в осенне-зимнее время штормов. Так, в январе 2019 года, форты Батареи №1 стали местом паломничества тысяч горожан — после очередного зимнего шторма часть артиллерийских двориков рухнула в воду.

Батарея №1. Январь 2019 г.
Батарея №1. Январь 2019 г.
Батарея №1. Январь 2019 г.
Батарея №1. Январь 2019 г.

Подробнее здесь и здесь.

Конечно, проектировщики и строители Военного порта и крепости знали об этом грозном физическом явлении. Соответствующие наблюдения и расчеты велись всегда. Были ли они готовы к тому, что результаты их труда будут уничтожены стихией уже через 40-50 лет? Ответ на этот вопрос, возможно, лежит в той же плоскости, как и ответ на вопрос - Почему была воздвигнута и через 20 лет ликвидирована Либавская крепость?

_________


Фотоальбом «Либавская крепость»

Фотоальбом «Молы и волноломы лиепайского порта. 2016 год»


P.S.

Берег у городских очистных сооружений. 2017г.
Берег у городских очистных сооружений. 2017г.

Эрозия северного берега Либавы грозит разрушить в скором времени городские очистные сооружения. Для предотвращения этого разрабатываются различные планы. Лучший и очевидный из них — сооружение защитной дамбы. В свое время были даже обозначены строки начала строительства — 2018 год. Но тем временем Лиепая прирастает спортивными манежами, очистным сооружениям рекомендовано до поры укрепляться автомобильными покрышками и каменными блоками, гостям и  жителям города природа готовит новые фоны и декорации для эффектных снимков, а городской пляж, благодаря тому же южному течению, каждый год становится шире и красивее...

Лиепая. Городской пляж. 2018 г.
Лиепая. Городской пляж. 2018 г.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.