port_alexandra3

Categories:

Как я стал фотографом


Во-первых: фотографом я так и не стал. И вряд ли стану.
Во-вторых: прошу профессионалов отнестись к пространной и путаной исповеди чайника снисходительно.
В-третьих: разговор не о ремесле, а об искусстве.
Просто расскажу все как есть. Вернее, было.

Все  знают, что получить изображение сегодня можно в один поворот руки и два  клика пальцем по экрану телефона. Если сравнить с тем, что было  двадцать лет назад в эпоху мыльниц, то это водопровод и колонка на  улице. А каменным веком с индивидуальной проявкой и печатанием в ванной  при красном свете детей лучше не пугать – заикаться начнут, пусть живут в  неведении – планета Земля, тачскрин и квадрокоптеры родились вместе с  ними.
Казалось бы, с таким отягощенным знаниями и опытом багажом в  век цифровых сенсорных матриц и почти бесплатных программ по обработке  изображения каждый ветеран должен по умолчанию стать "Стивом МакКарри"  или "Александром Родченко". Ан, нет. Таких единицы.
Ладно, отбросим с дороги дерьмо мамонтов, забудем про фиксаж, Унибром, Бромпортрет и Orwo chrom UT18, перейдем сразу к цифре, ведь какая разница, что у тебя в руках: телефон, мыльница, Canon 5D Mark IV или Смена-М – законы жанра: композицию, сюжет, свет/тени и пр. никто не отменял.

Зачем нужен фотоаппарат, если есть телефон?

Спихнем с тропы любителей селфи и динамичных снимков из окна туристического автобуса в режиме Авто. Подышим в спину и обойдем стороной владельцев камер с цифровым зумом  и ценой в четверть от нормального аппарата – умом таких не понять,  лучше уж телефон, а на сэкономленное – детям мороженое. Хотя, на пути к  вершинам фотоискусства полно придорожных вывесок, типа, "не проходи мимо  – Сними на iPhone 11, Mate 30 Pro или Note 10". Кто-то останется здесь и будет по-своему прав. Но мы же не про папку "Мои фото", мы про Искусство.

До  определенной поры я полагал, что для иллюстраций статей по истории  достаточно снимков на телефон с ровным горизонтом и живой экспозицией —    не National Geographic и не Вокруг света, – простой  бескорыстный блог в ЖЖ и страница в ФБ. Впрочем, я и сейчас особенно не  заморачиваюсь – жанр не тот, и не всегда в архивном материале уместно  кричаще современное фото. Одним словом, не это главная причина покупки  хорошей камеры.

Need for Speed

Были и в моем детстве проявитель, ванночки, красный фонарь, Смена и даже Вилия-Авто. В юности перешел на слайды, снимал на зеркальный Зенит.  Гонялся за красивыми видами. Благо, далеко ходить не надо было – стой  себе на балконе четвертого этажа дома на Сигулдас и фиксируй бесконечный  закат с чайками – до моря рукой подать, и лес тогда не мешал. В тяжелые  90-е Зенит был продан. Наступила эра пленочных "мыльниц", семейного  цветного фото и проявочных фотосалонов.
В разгар цифровой-дигитальной  революции, в начале 2000-х, продвинутые юзеры меняли телефоны и  фотокамеры каждый год, в вдогонку прогрессу. Потом всех начал устраивать  телефон, достигший уровня цифровых мыльниц.
Не буду про то, что  время семейных бумажных альбомов почти отошло – они еще кое-где  остаются, пылятся, ждут очередного ремонта или переезда, и может быть им  найдется место на антресолях или в кладовке, а не на свалке – это  постфактум.
Сейчас все смотрят отснятое, в лучшем случае, на "большом  экране", но чаще всего в телефоне – и сделанное самим телефоном, и  сжатое новостной лентой, и перенесенное на телефон с камер подороже. Что  здесь – плакать или смеяться? Ни то, ни другое – это современная жизнь –  быстро, удобно и почти качественно. Для любителей натурального – редкие  выставки за счет автора, с фуршетами и гламурными разговорами.
И так, даже профессионалы готовы делиться и размножать свои фото по экранам носителей, на радость людям и себе для feedback(а).  Ибо известно – художнику для вдохновения нужна не только Муза, но и  лайки, желательно с комментариями. Без них он зачахнет. Или взбодрится  назло конкурентам. У кого как. Ведь причины заняться серьезным Фото у  всех разные. Кто-то, уйдя в ремесло – свадьбы, реклама, модели, –  обзаведясь техникой и дронами, выныривает иногда из трудовой рутины,  являя на свет в своей ленте бесплатные фото. Кто-то наоборот от  невинного увлечения дорастает до уровня местного гуру. Все они на виду.  Все друг о друге знают.Все разные, харизматичные, хоть и используют для  точек съемки порой одни и те же "дырки от штативов".

Покупка фотокамеры

Современные  социальные сети – идеальное место для самореализации! Могу добавить – с  неограниченными возможностями. Хорошо это или плохо – тема для  философского диспута – "Виртуальное или живое". Но вспомним, как было  раньше. Пишешь ты прозу или стихи – судьба твоя не завидна, решает ее  редактор. И как повезет. Довлатов вот, например... А фотограф-любитель?  Участь его – семейный альбом. Нет, если семья большая и не против такого  хобби, да друзья-коллеги на ДГ, праздники и Новый Год приобщатся – фидбек   какой-никакой обеспечен. Но рыбалка, как-то солиднее, предпочтительнее была, и рыба опять же.  А сейчас! Если продолжить тему коммунально-бытовых аллегорий, то это:  стиральная машина-автомат с сушилкой против полоскания с мостков у реки –  заряжай и вытаскивай, в смысле – пости и собирай лайки. Проза, стихи,  мемуары – все в ходу. Но больше всего в сети фотографий – вот где  сошлось! Народ любит фотки. А делать их почти удовольствие, – десять  кликов и ты у всех френдов. Не меняя девайса, одним телефоном.

А если хочется большего? Большее  – намного дороже. Хотя продвинутые модели телефонов, упомянутые выше,  приближаются по цене к профессиональным камерам. Каждый выбирает сам.

И так, все же хочется большего 

Первый вопрос Почему. Потому что есть явная разница между фотографией, сделанной телефоном и хорошей камерой. И я ее вижу. 

Потому  что в сети есть много страниц, где люди выставляют снимки отличного  качества. И вход на эти страницы открыт для всех желающих себя испытать.
Второй вопрос Зачем. 

А  вот здесь скрыты подводные камни. Я размышлял, как "чайник" – чем  дороже камера, тем лучше она снимает. Ведь что главное для передачи и  фиксирования изображения – свет. Чем больше объектив, тем больше света,  несущего информацию. Чем больше матрица, принимающая информацию, тем  качественнее снимок. (Именно поэтому сегодня производители телефонов  затеяли "гонку вооружений" – две камеры, три и вот уже – четыре.  Световые потоки, информация с матриц суммируются – изображение  становится лучше. Плюс попутные бонусы от разных углов объективов).  Покупая такую камеру, покупаешь членский билет в касту профессионалов,  думал я. И жестоко ошибся. Забегая вперед, скажу – после нескольких  часов тестирования своей камеры, мне захотелось разбить ее о стену –  большего разочарования в жизни я не испытывал.
Мой выбор пал на Canon EOS 750D – зеркальная полупрофессиональная камера с начинкой от "старших братьев", к которому в скором времени были приобретены EF 24-105 и светосильный широкоугольник  Sigma.

Зачем и Почему-2

Наверное, глупый вопрос – Что снимать на камеру? Да все, что покажется интересным! Давайте, разберемся, так ли все просто.
Любое  творчество – это самовыражение, желание высказаться. Если человек  осознанно, в здравом уме, покупает  дорогую камеру – он созрел для  самовыражения и точно знает, Что он хочет сказать. Скорее всего, его  гложет чувство неудовлетворенности, от упущенных ранее возможностей –  Эх, сейчас бы ....., да с хорошей оптикой! Такой бы получился кадр!
Все  мы видим одно и тоже, но откликается в нас увиденное по-разному. Нет,  не так – всем нам "показывают" одно и тоже, но не каждый увидит  показываемое. Помните крылатую фразу – Остановись мгновение! (Особо  экзальтированные добавляют:) Ты прекрасно!.  Отличный слоган-обоснование  фотографического зуда у людей с фотоаппаратом. У каждого человека есть  Чувство Прекрасного. Даже, если он по жизни не замечает это Прекрасное  вокруг себя – занят, не в настроении, думает о своем, – ему нравится   смотреть на Красивое. Потом. В подходящей для него обстановке, в  правильно упакованном виде, доставленное прямо в ленту – крути и кликай,  кликай и раскрывай.
Есть много гипотез на тему "Гармония и  красивость". Опасно ходить по этому минному полю – "на вкус и цвет  ....", "один любит попадью, а другой свиной хрящик", "на каждый роток не  накинешь ......", – лучше проехаться по нему танком, - нет в настоящем  искусстве разности вкусов! Он или есть или его нет! Ты или видишь,  чувствуешь созданную природой или человеком Гармонию: смыслов, слов,  звуков, линий, форм, красок, света и тени, или нет! Точка. (это: in my humble opinion , можете в комментах завалить меня дизлайками. Или в жизни камнями). Не было бы тогда на планете Земля отфильтрованного поколениями понятия Классика!
Но.  Отсутствие музыкального слуха не мешает быть любителем классической  музыки. Отсутствие художественного вкуса не отвращает от желания  насладиться живописными полотнами мастеров. Далеко не все пишут красиво,  но с удовольствием читают хорошо написанное. И т.д.
Другое дело, когда на изображении нет клейма – "Проверено. Мин нет",  и зрителю самому приходится решать, прислушиваясь к струнам души, –  прекрасно это или просто красиво. Такой же выбор, наверное, и у  фотографа – нажать или найти лучше.
С ремесленников, работающих с  "моделями", с постановкой в кадре, спрос другой – почти все в их руках. У охотников-фрилансеров задача в разы сложнее – надо искать. И если  вопрос с композицией чаще всего можно решить, то не всегда в кадре будет  сюжет – останется одна Красота. А ведь в сюжетах бывают и юмор, и  драма, и неразрешимый конфликт... Каково все это заполучить вместе!

Камера в руках

Да,  в руках у тебя камера с дорогим объективом – нажми кнопку! Получишь  результат? Не факт. Даже, если за спиной пионерский опыт и часы,  проведённые под красным фонарем в ванной-кладовке, кружок фотолюбителей и  книжки по фотоделу. Как и в любом творчестве требуются:  самоотверженность, трудоспособность, Муза/настроение и, наверное,  талант. Когда я понял, что ничего из этого у меня нет, я начал снимать стритлайф  – людей на улице. Для этого требуется только удача, наглость и быстрые  ноги) – на случай, когда люди не согласны попасть в историю, а также для  бега по городу в поисках подходящих сюжетов.

Нет,  конечно, проще расположиться у водоема, в заведомо выигрышной точке с  хорошим светом и штамповать парящие куски разноцветного пластика с  веревками и замершего на доске в статичной позе мужика в аморфном черном  гидрокостюме. Скорость, грация, сила и воля, говорите? Конечно, но  только в движении! По мне так лучше чаек в восходящем потоке между волн  снимать – все ближе к природе, подальше от искусственного. А вы  попробуйте погоняйтесь на пляже за ошалевшей туристкой с материка,  которая море, закат, мол, кайт и мужика на нем увидела одновременно и  впервые! Ее глаза снимите, вздернутые в экстазе руки!
Особый пи....ец -  это ралли и мотогонщики, встать у трамплина и выдать серию чего-то там в  полете. Я помню первый раз чуть не умер на трассе в Айзпуте в  80-е. От страха и восхищения. Нет, не в полете на мотоцикле, а тоже стоя  рядом с трамплином. Это не фоткать надо, а бурно переживать за  происходящее на твоих глазах чудо. Если и фоткать что-то на гонках, так  это эмоции закончившего выступление гонщика – радость победы, горечь от  поражения или просто усталость. На финише и без шлема с забралом. Для  статьи об этих бесстрашных парнях. На кайте, борде, сёрфе, карте или  мотоцикле. Они, на мой не профессиональный взгляд, заслуживают большего.

Отдельная статья – это котики, собачки и прочие цветы с листиками + травинки с закатами. 

Вот, бля...ь, котик, вот птичка, вот собачка с закатом и мужик на доске! От мэтра Александра Петросяна:)

Фото Александра Петросяна

Фото Александра Петросяна

Фото Александра Петросяна

Фото Александра Петросяна

Фото Александра Петросяна

Одним словом, не вышел из меня фотограф. Секретов Photoshop  я не постиг, простой ФотоМАСТЕР  не вдохновил. Снимаю в RAW, сижу часами над обработкой, выбираю один снимок из тысячи. Все реже и реже. Любуюсь работами мастеров.

Для чего написан этот текст

Если есть фотографический зуд  — покупайте хорошую камеру, трудитесь, творите! Если думаете, что  профессиональный фотоаппарат сделает всё за вас — вы на ложном пути.

P.S.

Мы  можем не разбираться в искусстве, не уметь творить, делать что-то  руками, но все мы профессиональные Зрители — готовы смотреть и  оценивать. Все создаваемое вокруг создается в том числе и для нас.  Скажем спасибо людям, которые радуют нас, бескорыстно делятся плодами  своего труда, дарят Искусство или просто Красивое, ведь получить такие  дары сегодня неимоверно просто — достаточно нескольких кликов, — а  создавать неимоверно тяжело. 

Спасибо всем! Смотрим, любуемся, ставим лайки, комментируем:)  

Петербургский мастер streetlife  — Александр Петросян

Отличный сайт для любителей фотоискусства

Лиепайские фотографы:  Алексей Дидус      Игорь Бобров       Игорь Шошин     Janis Ponemeckis

 Тем, кто мечтает о профессиональной технике — удачи, радости, вдохновения и реализации всех смелых желаний!

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.